Регистрация товарного знака в Евросоюзе

Регистрация товарного знака в Евросоюзе

Товарные знаки

Национальная заявка и регистрация


Подача национальных заявок в ведомства государств-участников Европейского союза, как правило, приводит к достаточно быстрой и более-менее бюджетной регистрации. При отсутствии оппозиции (возражения каких-либо третьих лиц против регистрации Вашего товарного знака на Ваше имя), процесс занимает обычно меньше года. Национальная заявка требует обращения к специалистам – патентным поверенным по интеллектуальной собственности – в соответствующих государствах. Стоимость регистрации в одной стране, включая пошлины и гонорар поверенным, в среднем составляет около 1000 USD. Национальная регистрация – лучшая альтернатива, если Вы хотите зарегистрировать свою товарную марку, слоган или логотип в одной или двух странах ЕС.

Международная заявка и регистрация


Международная регистрация по Мадридской системе предполагает возможность подать единую международную заявку через «родное» ведомство (в России – Роспатент) на базе российской заявки или свидетельства. В этой международной заявке можно указать интересующие Вас страны, как входящие в Евросоюз, так и остальные, а также весь Евросоюз целиком. Позже можно дополнительно расширить регистрацию и на другие государства. При широком географическом охвате данная опция достаточно удобна.

Международная заявка будет проходить несколько стадий рассмотрения. Сначала Роспатент будет проверять, что информация в международной заявке (в частности, товары и услуги, классы МКТУ, изображение знака, данные о заявителе – будущем правообладателе) соответствуют национальной заявке или регистрации. Если всё верно, международная заявка передается в ВОИС. За проверку и пересылку заявки взимается отдельная пошлина Роспатента.

По международной заявке предусмотрена также международная пошлина, которая исчисляется и оплачивается в швейцарских франках (CHF), её размер зависит от цветового решения, в котором выполнен знак, количества классов и стран. Есть базовая пошлина и индивидуальные пошлины в каждом государстве, они могут быть как стандартные (100 CHF), так и увеличенные. Посчитать размер международной пошлины можно с помощью специального калькулятора ВОИС: http://www.wipo.int/madrid/en/fees/calculator.jsp

После того, как международная заявка попала в ВОИС, проверяется соответствие всем необходимым требованиям и выдается сертификат, после чего заявка представляется в ведомства всех указанных в ней стран с целью проведения экспертизы. Экспертиза такой заявки в национальных ведомствах по патентам и товарным знакам осуществляется в соответствии с местными нормативно-правовыми актами и ничем не отличается от экспертизы национальных заявок.

Если заявка проходит экспертизу, национальное ведомство выносит решение о предоставлении правовой охраны (англ.: «statement of grant of protection»). Если ведомство находит препятствия для регистрации, выносится предварительный отказ, на который можно подготовить мотивированный ответ. Если основания для отказа в регистрации не снимаются, выносится окончательный отказ. Если вынесен отказ в одной стране, это никак не влияет на результаты в других странах: там всё так же можно получить правовую охрану.

К преимуществам международной заявки можно отнести факт подачи одного-единственного документа на одном языке (например, на английском), с уплатой всего одной пошлины и в одной валюте. Стоимость мадридской регистрации, как правило, меньше, чем совокупная стоимость подачи нескольких национальных заявок, и регистрация должна занимать не более 18 месяцев.

Заявка на товарный знак Европейского союза


Заявка на товарный знак ЕС (так называемый CTM, Community Trademark) представляет собой единое заявление для всех стран, входящих в данное наднациональное образование. Регистрация проходит по принципу «все или ничего». Вы не можете выбрать, в каких странах ЕС регистрация Вам нужна, а в каких – нет. Недостаток этой альтернативы в том, что если находятся причины для отказа в регистрации хотя бы в одном государстве, отказ выносится по всей заявке.

Есть и преимущества: в отличие от мадридской системы, заявку на CTM можно подать, не имея заявки или регистрации в России. Соответствующий орган, проводящий экспертизу (Офис по гармонизации на внутреннем рынке, англ.: «The Office for the Harmonization of Internal Markets», OHIM), расположен в Испании. Если препятствий к регистрации не выявлено, знак будет зарегистрирован:

сроки - ориентировочно через 26 недель,
стоимость - около 1200 USD.

Если в заявку будет подана оппозиция, которая приведет к проблемам с регистрацией, заявитель может перевести единую заявку на CTM в отдельные национальные заявки в необходимых ему  странах, где он планирует продолжать бороться за регистрацию знака.

После регистрации в ЕС знак будет действовать в течение 10 лет, однако, если Вы не будете использовать его в течение пяти лет, его правовая охрана может быть прекращена досрочно в связи с неиспользованием. Чтобы доказать использование, достаточно предоставить подтверждающие документы хотя бы для одной страны Евросоюза.

Регистрация CTM предоставляет Вам «наднациональное право», благодаря которому Вы можете защищать права на свой бренд на всей территории ЕС, в любой из стран. Единого свидетельства будет достаточно даже для того, чтобы обращаться в суды любого государства-члена ЕС. Кроме того, для продления товарного знака достаточно будет оплаты одной-единственной пошлины.

Процесс регистрации товарного знака в Евросоюзе имеет множество особенностей. Для наибольшей эффективности и принятия информированного решения мы всегда рекомендуем обращаться к специалистам. Вы можете связаться с нами удобным для Вас способом, и мы предоставим Вам подробную консультацию касательно регистрации Вашего товарного знака в ЕС.

Интересует защита прав на товарный знак?

Похожие статьи
  • Товарные знаки
    Регистрации товарного знака: преимущества, обязанности, риски

    Для любого современного обывателя стало привычным изобилие различных магазинов, начиная с продуктовых и заканчивая ювелирными. Но не все знают, что практически за каждой вывеской кроется товарный знак.

  • Товарные знаки
    Как разработчику защитить авторское право на ПО

    Юристы знают, как защитить авторские права при написании книги, картины, создании фотографий или видеоконтента. Доказать авторство можно с помощью исходника, холста, рукописи. Но как быть, если вы являетесь разработчиком ПО или базы данных? Ведь в этом случае могут возникнуть сомнения, кому принадлежат права на программу, как передать их другому лицу. И самый главный вопрос - как обеспечить защиту собственных прав, предотвратить незаконное использование и копирование объектов интеллектуальной собственности.

  • Товарные знаки
    Виды товарных знаков

    Ежегодно в России подается около пятидесяти тысяч заявок на регистрацию различных видов и типов товарных знаков. Их количество в нашей стране уже почти перешагнуло за отметку в полмиллиона. Выделить свой товар или услугу на рынке, а именно для этого и разрабатываются товарные знаки, можно по-разному. Какие же виды обозначений сегодня существуют и насколько сложно найти действительно оригинальное название для своей продукции?

  • Товарные знаки
    Регистрация логотипа в РФ — как запатентовать логотип и название в Роспатенте и сколько стоит патентование бренда в Москве

    Одна компания из Иркутска производила и продавала безалкогольные напитки под запатентованным брендом. Через некоторое время другая фирма под Краснодаром наладила производство и продажу безалкогольных напитков с таким же названием.


  • Товарные знаки
    Что такое реестр отечественного ПО?

    Импортозамещение – ключевой термин текущей (громкое слово, зажмите уши) исторической эпохи в России. Мы заменяем иностранные лекарства, иностранное зерно и – иностранное программное обеспечение.

  • Товарные знаки
    Создание охраноспособного товарного знака

    Товарные знаки стали важным аспектом современного бизнеса, средством выделения товаров, услуг. Узнаваемое обозначение делает товар узнаваемой у потребителей, облегчает выбор.

  • Товарные знаки
    Что такое предупредительная маркировка?

    Стали владельцем зарегистрированного товарного знака и хотите, чтобы об этом знали Ваши конкуренты и покупатели товара? В этом случае Вы можете использовать предупредительную маркировку или иными словами «знак охраны товарного знака».

  • Товарные знаки
    Регистрация аббревиатуры в качестве товарного знака

    Многие компании и предприниматели, выбирая обозначение для регистрации в качестве товарного знака, задумываются о получении правовой охраны для аббревиатуры – то есть сокращенного наименования, как правило, состоящего из первых букв слов в названии компании.

Вернуться в раздел «Товарные знаки»