Регистрация товарного знака в Китае

Регистрация товарного знака в Китае

Товарные знаки

Регистрация товарного знака в Китае

Нужна ли регистрация торговой марки, бренда, логотипа, лейбла в Китае?


Этим вопросом задается любой предприниматель, деятельность которого тем или иным образом связана с КНР: в большинстве случаев дело касается производства там товаров и ввоз их на территорию России (или других стран) с целью реализации.

В этом случае мы рекомендуем товарный знак (trademark) в Китае все же зарегистрировать. Наличия российского свидетельства будет недостаточно: правовая охрана обозначения действует только на территории той страны, в которой бренд зарегистрирован.

Немного статистики: в Китае за 2017 г. было подано более 5,7 миллионов заявок на регистрацию товарных знаков – это число выросло на 55% по сравнению с 2016 г. Для сравнения: в американское патентное ведомство в 2017 г. было подано всего 600 000 заявок.

К концу 2017 г. в Китае – 14,9 млн. действующих регистраций, в США – 2,2 млн.

Получение охранного документа для Вашего обозначения (слова или логотипа) в иностранном государстве позволит Вам беспрепятственно его использовать для соответствующего перечня товаров и услуг, не опасаясь получения претензий со стороны третьих лиц или проблем с таможенными органами, а также запрещать использование Вашего знака в Китае третьими лицами без Вашего разрешения.

Принцип приоритета


Необходимо понимать, что основной принцип регистрации, вокруг которого выстраивается китайское законодательство в сфере интеллектуальной собственности, - принцип приоритета. Знак регистрируется на имя того заявителя, который раньше подал заявку. Именно поэтому мы рекомендуем регистрировать знаки в Китае еще до того, как Вы начнете вести там свою коммерческую деятельность.

Китай печально известен случаями недобросовестных регистраций и копированием названий чужих брендов – как популярных во всем мире, так и малоизвестных, – но доказать такую недобросовестность и добиться регистрации знака на Ваше имя, а не на имя лица, подавшего заявку раньше, будет достаточно сложно.

Как зарегистрировать товарный знак в Китае


В целом, есть два способа зарегистрировать знак в иностранном государстве.

Первый способ – подать национальную заявку в соответствующее ведомство по интеллектуальной собственности (в Китае это China Patent and Trademark Office), воспользовавшись услугами патентных поверенных в интересующем Вас государстве. Для регистрации в КНР заявка должна подаваться на китайском языке.

Преимущество национальной регистрации в том, что по итогам Вы получите свидетельство на товарный знак также на китайском языке: это позволит Вам более эффективно взаимодействовать с местными властями, если необходимо будет оперативно предпринять какие-либо действия по защите Ваших прав или при оспаривании прав третьих лиц на территории КНР.

Стоимость национальной регистрации в Китае – ориентировочно от 500 USD за один класс МКТУ.

Второй вариант
- подать международную заявку (в России – через Роспатент), которая пересылается во Всемирную организацию интеллектуальной собственности. В этой международной заявке Вы можете указать одну или несколько интересующих Вас стран (в том числе – Китай), в которых и будет проводиться экспертиза и в дальнейшем регистрироваться знак. Международная заявка может быть составлена на английском, французском или испанском языках.

Если в будущем Вы захотите географически расширить правовую охрану Вашего обозначения, Вы можете, соответственно, расширить и саму международную регистрацию, добавив дополнительные страны.

Подача международной заявки, - это, в целом, проще (и часто – менее затратно), чем подача национальной заявки в иностранное ведомство. Однако, для подачи международной заявки необходима базовая регистрация или заявка в России на тождественное обозначение для тех товаров и услуг, которые Вас интересуют.

Если Вы подаете заявку в России, а потом в Китае, Вы можете заявить приоритет по дате российской заявки в целях регистрации в КНР (при условии, что между подачей российской заявки и международной пройдет не более 6 месяцев) – это так называемый конвенционный приоритет, право на который доступно государствам-участникам Парижской конвенции.

Стоимость международной регистрации с указанием Китая складывается из стоимости услуг патентных поверенных + пошлины Роспатента за проверку и пересылку международной заявки в ВОИС  (4900 руб. + 400 руб. за каждый класс МКТУ свыше 3-х) + международных пошлин – оплачиваются в валюте (CHF).

Базовая пошлина за подачу международной заявки в отношении черно-белого знака по 1 классу МКТУ -  653 CHF, для цветного знака базовая пошлина составляет 903 CHF. За каждую страну дополнительно оплачиваются 100 CHF или более – в некоторых странах действуют индивидуальные пошлины. В Китае пошлина стандартная, 100 CHF.

В указанную выше стоимость не входит цена услуг местных патентных поверенных по подготовке и направлению ответов на возможные предварительные отказы.

Срок регистрации товарного знака в Китае


Процесс регистрации в Китае занимает до 18 месяцев с даты подачи заявки. Срок регистрации, прежде всего, будет зависеть от получения (или неполучения) уведомления экспертизы – частичного или полного предварительного отказа.

Как правило, срок всего процесса регистрации по международной процедуре меньше, чем срок регистрации по национальной процедуре.

Правовая защита Вашему знаку, как в иных государствах, будет предоставлена только по итогам процесса регистрации, выдачи свидетельства и внесения знака в реестр.

Требования к товарному знаку в Китае


Основная цель товарного знака в Китае, как и в любой другой стране, - отличать товары и услуги одного производителя от товаров и услуг другого производителя. Поэтому, прежде всего, Ваше обозначение должно обладать различительной способностью. Оно не должно указывать на количество, назначение, вид товара («вода» для воды), представлять собой общепринятый термин или знак, вошедший во всеобщее употребление для той или иной продукции, и др.

Ваше обозначение, естественно, не должно вводить потребителей в заблуждение, носить дискриминационный характер или содержать государственную символику.

И, как было обозначено Выше, регистрации Вашего знака будет препятствовать наличие иных ранее заявленных или зарегистрированных обозначений на имя иных лиц для однородных товаров и услуг.

Нужно ли регистрировать товарный знак на китайском языке?


Помимо регистрации «исходного» товарного знака (как правило, в латинице) мы рекомендуем Вам адаптировать свой бренд и зарегистрировать его китайскую версию, это позволит получить максимальную правовую защиту в КНР. Кроме того это поможет Вам заслужить любовь и внимание китайского потребителя (если это числится в списке Ваших приоритетов).

Есть несколько способов такой адаптации. Так, если у Вашего знака есть определенное смысловое значение, Вы можете защитить его буквальный перевод на китайский язык (это сделали APPLE и  SHELL). Транслитерация (другой метод) позволяет «составить» товарный знак из китайских иероглифов, сочетание которых отражает произношение бренда (китайские варианты CADILLAC, ARMANI).

Наконец, «приспособление» знака происходит путем выбора таких китайских иероглифов, которые имеют некоторое смысловое значение, отражающее сущность бренда, при этом вызывают у китайского потребителя положительные ассоциации. Например, Coca-Cola выбрала вариант «Ke Kou Ke Le», что в переводе значит «попробуй и будь счастлив». Правообладатель знака «BMW», самого по себе не имеющего семантики, адаптировал его для китайского ранка, выбрав обозначение, переводимое с китайского как «драгоценная лошадь».

Перечень товаров и услуг


В Китае, как и во всем мире, принята Международная классификация товаров и услуг (МКТУ), хотя есть свои особенности. Так, помимо классов, в КНР принято деление на подклассы, в каждом из которых товары/услуги считаются однородными.

При подаче заявки мы рекомендуем, чтобы в Вашем перечне содержались позиции из каждого подкласса, которые имеют (или потенциально могут иметь) отношение к Вашей коммерческой деятельности.

Срок действия товарного знака в Китае


Исключительные права на товарный знак в Китае действуют в течение 10 лет. Вы можете продлевать регистрацию неограниченное число раз, каждый раз на 10 лет, подавая ходатайства о продлении в течение полугода до истечения срока.

Борьба с недобросовестными регистрациями в Китае


Проблема недобросовестных регистраций чрезвычайно актуальна в Китае. Экспертиза редко проводить какие-либо исследования рынка или анализирует возможность ввода потребителя в заблуждение.

К сожалению, всегда есть вероятность, что Вы не сможете зарегистрировать торговую марку в КНР, так как окажется, что какое-либо другое лицо уже зарегистрировало Ваш знак на себя или подало похожую заявку. Зачастую это делается лишь для того, чтобы потом эти знаки продать. При этом, покупка и продажа знаков в Китае чрезвычайно развиты.

Если Вы активно развиваете свой бизнес в Китае, мы рекомендуем пользоваться услугами местных поверенных, лучше всего – носителей языка, которые проводят мониторинги регистраций, отслеживая подачу заявок на тождественные и сходные знаки.

Как и в России, один из способов бороться с недобросовестной регистрацией – подача заявления о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием – если знак не используется на протяжении 3-х лет.

Регистрация товарного знака в «материковом» Китае не распространятся на территорию Тайваня, как отдельной административной единицы, Макао (специального административного района КНР) и Гонконге, у которого также имеется собственное ведомство по интеллектуальной собственности.

Таким образом, своевременная регистрация товарного знака в Китае – одна из составляющих успеха Вашего бизнеса, если он каким-либо образом связан с этой страной и если Вы инвестируете достаточно времени и сил в построении репутации Вашей компании. Учитывая сложность процедуры регистрации, которую достаточно проблемно осуществить самостоятельно, мы будем рады оказать Вам услуги по получению правовой охраны для Вашего обозначения как в Китае, так и в любом другом иностранном государстве.

Интересует защита прав на товарный знак?

Евгения Левина
logo
Вернуться в раздел «Товарные знаки»