Что такое абсолютные основания?
Абсолютные основания касаются содержания обозначения и его внешнего вида. Наличие абсолютных оснований ставит под сомнение главную задачу товарного знака – выделить, индивидуализировать продукт среди общего многообразия однородных товаров и услуг.
Перечислим, какие обозначения не имеют шансов на регистрацию в качестве товарного знака, по абсолютным основаниям.
Обозначения, не обладающие различительной способностью (п. 1 ст. 1483 ГК РФ)
|
«А», «ZXR»
|
|
0, 1, 56, 809 |
|
|
|
Например, в данном знаке изображение рожка мороженного не охраняется, соответственно, в своих торговых марках этот рожок смогут использовать и другие предприниматели. |
|
В этом товарном знаке монополия на слово «семечки» не предоставлена. |
|
Например, «ООО», «ЧОП», «ВУЗ» и т.п. |
Обозначения, состоящие исключительно из неохраняемых элементов (п. 1 ст. 1483 ГК РФ)
|
Примеры таких обозначений: целлофан, термос, ланолин, вазелин, сахарин, целлулоид, эскалатор, примус, граммофон, магнитофон, линолеум. |
(в данном случае речь идет о символах и терминах, характерных для определенной сферы при регистрации для товаров и услуг именно в этой сфере) |
Например, слово «ФАРМА» является общепринятым термином в области фармацевтики, в связи с чем, монополию на него для фармацевтических и медицинских товаров (и соответствующих услуг) получить нельзя. |
|
Например:
|
|
Например, форма бутылки, упаковки товара: |
Обратите внимание: если все перечисленные неохраняемые элементы занимают в обозначении доминирующее положение, то Роспатент в регистрации ОТКАЖЕТ. Регистрация возможна, если данные элементы не занимают в знаке главенствующего (доминирующего) положения (как правило, не более 30 %). В этом случае они могут быть включены в товарный знак без предоставления им самостоятельной правовой охраны, а значит и монополии на них.
В нижеприведенных знаках словесным элементам «ООО», «ЧОП», «Молоко октябрьское», «Лучший отдых», «1 л, настоящий литр», «Только для женщин» самостоятельная правовая охрана также не предоставлена. Но, благодаря тому, что эти элементы не доминируют в знаках, регистрация знака в целом стала возможной.
Исключения Регистрация обозначения, состоящего только из неохраняемых элементов возможна в следующих случаях: - это обозначение стало хорошо известно потребителям в результате его использования еще до подачи заявки в Роспатент (т.е. приобрело различительную способность). Так, патентные поверенные нашей компании смогли доказать приобретение различительной способности для словесных элементов следующего товарного знака:
- указанные элементы образуют комбинацию, которая в целом является оригинальной и обладает различительной способностью. |
Маленькие хитрости
Можно ли обойти абсолютные основания для отказа в регистрации? Сложно, но можно.
Вот пример из практики нашей компании. Клиент обратился по вопросу регистрации обозначения "ВСЕСВЕТОДИОДЫ", в том числе, для товаров, связанных с осветительным оборудованием. Риск отказа по абсолютным основаниям был очень велик, поскольку обозначение указывает на вид продукции. Патентные поверенные нашей компании рекомендовали использовать сочетание букв кириллического и латинского алфавита, что придало обозначению фантазийный характер.
В итоге наш клиент стал счастливым владельцем товарного знака:
Любое ли обозначение (логотип, слоган) стоит регистрировать как товарный знак? Безусловно, нет. Не всегда перед предпринимателями и дизайнерами стоит эта задача.
Однако стоит помнить, что получение монополии на обозначение, уже используемое или разрабатываемое, не только надежно защитит бизнес, но и поможет компании получить дополнительную прибыль (через заключение лицензионного договора, предоставление франшизы).