Ошибки, которых можно избежать, или абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака

Ошибки, которых можно избежать, или абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака

Товарные знаки

Исключительные права, а значит и монополию на обозначение (марку, логотип, слоган) можно приобрести только после регистрации в качестве товарного знака. Однако, далеко не любое обозначение может стать товарным знаком.

Почему один логотип можно зарегистрировать и, тем самым, защитить права его владельца, а другой нет?

Существует много причин для отказа в регистрации и значительная их часть может быть устранена еще при разработке знака. Речь в данном случае идет об абсолютных основаниях для отказа в регистрации.

Зная эти «отказные основания» дизайнеры и специалисты по неймингу могут создать сильную торговую марку и, благодаря этому, получить дополнительную лояльность и признательность со стороны своих клиентов. Не всегда бывает просто увидеть абсолютные основания, в этом случае может помочь консультация опытного патентного поверенного.

Что такое абсолютные основания?

Абсолютные основания касаются содержания обозначения и его внешнего вида. Наличие абсолютных оснований ставит под сомнение главную задачу товарного знака – выделить, индивидуализировать продукт среди общего многообразия однородных товаров и услуг.

Перечислим, какие обозначения не имеют шансов на регистрацию в качестве товарного знака, по абсолютным основаниям.

Обозначения, не обладающие различительной способностью (п. 1 ст. 1483 ГК РФ)

  • Отдельные буквы без оригинального графического исполнения, которые не имеют словесного характера или не воспринимаются как слово

 

 «А», «ZXR»

 

  • Цифры и числа также без оригинального графического исполнения

 

0, 1, 56, 809

  • Простые линии и геометрические фигуры, и их сочетание

1

  • Реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые для обозначения этих товаров

Например, в данном знаке    изображение рожка мороженного не охраняется, соответственно, в своих торговых марках этот рожок смогут использовать и другие предприниматели.

  • Простые указания товаров или услуг (регистрация в данном случае не состоится, поскольку другие лица должны иметь возможность использовать эти обозначения в своей деятельности)

В этом товарном знаке монополия на слово «семечки» не предоставлена.

  • Общепринятые сокращения и аббревиатуры

Например, «ООО», «ЧОП», «ВУЗ» и т.п.


Обозначения, состоящие исключительно из неохраняемых элементов (п. 1 ст. 1483 ГК РФ)

  • Вошли во всеобщее употребление для товаров определенного вида

Примеры таких обозначений: целлофан, термос, ланолин, вазелин, сахарин, целлулоид, эскалатор, примус, граммофон, магнитофон, линолеум.
Сложно поверить, но все вышеуказанные обозначения когда-то были охраняемыми товарными знаками.

  • Являются общепринятыми символами и терминами

(в данном случае речь идет о символах и терминах, характерных для определенной сферы при регистрации для товаров и услуг именно в этой сфере)

Например, слово «ФАРМА» является общепринятым термином в области фармацевтики, в связи с чем, монополию на него для фармацевтических и медицинских товаров (и соответствующих услуг) получить нельзя.
Примеры товарных знаков, включающих слово «ФАРМА» и принадлежащих разным лицам:
         

  • Характеризуют товары, в том числе указывают на: вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, время, место и способ их производства или сбыта.

 

Например:

  • ВИД (простые наименования товаров): молоко, шоколад, масло и т.п.

  • КАЧЕСТВО (указание качественных характеристик товаров, в том числе носящих хвалебный характер): лучший, натуральные, и т.п.

  • КОЛИЧЕСТВО (указания веса, объема, цены товаров, даты производства товаров): 1 литр, 200 гр.

  • СВОЙСТВА (в том числе, указание материала или состава сырья): говядина, творожный, молочный, 100% cotton и т.п.
  • НАЗНАЧЕНИЕ (указание на назначения товара): только для женщин, для мальчиков.

  •  ВРЕМЯ, МЕСТО И СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ИЛИ СБЫТА: сделано вручную, оптом.
  • Представляют собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров

Например, форма бутылки, упаковки товара:
    


Обратите внимание: если все перечисленные неохраняемые элементы занимают в обозначении доминирующее положение, то Роспатент в регистрации ОТКАЖЕТ. Регистрация возможна, если данные элементы не занимают в знаке главенствующего (доминирующего) положения (как правило, не более 30 %). В этом случае они могут быть включены в товарный знак без предоставления им самостоятельной правовой охраны, а значит и монополии на них.

В нижеприведенных знаках словесным элементам «ООО», «ЧОП», «Молоко октябрьское», «Лучший отдых», «1 л, настоящий литр», «Только для женщин» самостоятельная правовая охрана также не предоставлена. Но, благодаря тому, что эти элементы не доминируют в знаках, регистрация знака в целом стала возможной.

                

Исключения

Регистрация обозначения, состоящего только из неохраняемых элементов возможна в следующих случаях:

- это обозначение стало хорошо известно потребителям в результате его использования еще до подачи заявки в Роспатент (т.е. приобрело различительную способность).

Так, патентные поверенные нашей компании смогли доказать приобретение различительной способности для словесных элементов следующего товарного знака:

- указанные элементы образуют комбинацию, которая в целом является оригинальной и обладает различительной способностью.


Маленькие хитрости

Можно ли обойти абсолютные основания для отказа в регистрации? Сложно, но можно.

Вот пример из практики нашей компании. Клиент обратился по вопросу регистрации обозначения "ВСЕСВЕТОДИОДЫ", в том числе, для товаров, связанных с осветительным оборудованием. Риск отказа по абсолютным основаниям был очень велик, поскольку обозначение указывает на вид продукции. Патентные поверенные нашей компании рекомендовали использовать сочетание букв кириллического и латинского алфавита, что придало обозначению фантазийный характер.

В итоге наш клиент стал счастливым владельцем товарного знака:

Любое ли обозначение (логотип, слоган) стоит регистрировать как товарный знак? Безусловно, нет. Не всегда перед предпринимателями и дизайнерами стоит эта задача.

Однако стоит помнить, что получение монополии на обозначение, уже используемое или разрабатываемое, не только надежно защитит бизнес, но и поможет компании получить дополнительную прибыль (через заключение лицензионного договора, предоставление франшизы).

Надеемся, что наш тест и статья помогли вам усилить знания и теперь вы точно знаете, как сделать так, чтобы разработанный вами знак успешно прошел регистрацию в Роспатенте.

Наша компания открыта к партнерству с дизайнерами, мы предлагаем выгодные условия взаимодействия и надежную помощь.

Снова пройти тест «Самые частые ошибки дизайнеров. А совершаете ли вы их?»

Готовы стать нашим партнером?

Виталий Вакулинский
Похожие статьи
  • Товарные знаки
    Регистрация товарного знака в Евросоюзе

    Если Вы занимаетесь реализацией своих товаров и услуг в Европейском союзе, желательно обеспечить там правовую охрану для Вашего бренда, то есть зарегистрировать товарный знак.

  • Товарные знаки
    Регистрация товарного знака за рубежом

    Многие российские предприниматели, помимо завоевания российского рынка, планируют развитие своего бизнеса на международной арене и стремятся к популярности своих товаров и услуг у потребителей в зарубежных странах. Собственный запоминающийся бренд, марка, логотип, слоган, которые с юридической точки зрения правильно называть одним словом – «товарный знак», – одно из первых, приоритетных условий подобной популярности. Оригинальная торговая марка – это нечто, выделяющее (индивидуализирующее) в глазах потребителя продукцию одного производителя или поставщика услуг из всей остальной массы присутствующих на рынке опций.

  • Товарные знаки
    Регистрации товарного знака: преимущества, обязанности, риски

    Для любого современного обывателя стало привычным изобилие различных магазинов, начиная с продуктовых и заканчивая ювелирными. Но не все знают, что практически за каждой вывеской кроется товарный знак.

  • Товарные знаки
    Как разработчику защитить авторское право на ПО

    Юристы знают, как защитить авторские права при написании книги, картины, создании фотографий или видеоконтента. Доказать авторство можно с помощью исходника, холста, рукописи. Но как быть, если вы являетесь разработчиком ПО или базы данных? Ведь в этом случае могут возникнуть сомнения, кому принадлежат права на программу, как передать их другому лицу. И самый главный вопрос - как обеспечить защиту собственных прав, предотвратить незаконное использование и копирование объектов интеллектуальной собственности.

  • Товарные знаки
    Виды товарных знаков

    Ежегодно в России подается около пятидесяти тысяч заявок на регистрацию различных видов и типов товарных знаков. Их количество в нашей стране уже почти перешагнуло за отметку в полмиллиона. Выделить свой товар или услугу на рынке, а именно для этого и разрабатываются товарные знаки, можно по-разному. Какие же виды обозначений сегодня существуют и насколько сложно найти действительно оригинальное название для своей продукции?

  • Товарные знаки
    Регистрация логотипа в РФ — как запатентовать логотип и название в Роспатенте и сколько стоит патентование бренда в Москве

    Одна компания из Иркутска производила и продавала безалкогольные напитки под запатентованным брендом. Через некоторое время другая фирма под Краснодаром наладила производство и продажу безалкогольных напитков с таким же названием.


  • Товарные знаки
    Что такое реестр отечественного ПО?

    Импортозамещение – ключевой термин текущей (громкое слово, зажмите уши) исторической эпохи в России. Мы заменяем иностранные лекарства, иностранное зерно и – иностранное программное обеспечение.

  • Товарные знаки
    Создание охраноспособного товарного знака

    Товарные знаки стали важным аспектом современного бизнеса, средством выделения товаров, услуг. Узнаваемое обозначение делает товар узнаваемой у потребителей, облегчает выбор.

Вернуться в раздел «Товарные знаки»