Товарный знак — это обозначение словесное, изобразительное, комбинированное или иное

Товарный знак — это обозначение словесное, изобразительное, комбинированное или иное

Товарные знаки

Товарные знаки на «особом положении»

Коллективный товарный знак

Товарные знаки данной категории, как правило, находятся в собственности у ассоциации или группы предприятий или организаций. Все участники этой группы (ассоциации) имеют право на использование данного обозначения. В данном случае товарный знак выделяет товары или услуги, представленные на рынке конкретной группой организаций, от товаров или услуг других предприятий.

Коллективный товарный знак предназначен для информирования потребителей об определенных свойствах продукта, выпускающегося под ним. При этом предприятие, пользующееся коллективным товарным знаком, также может представлять на рынке собственный товарный знак. Охрана коллективных товарных знаков осуществляется в соответствии с положениями ст. 1510 IV части ГК РФ. Сертификационные знаки и коллективные товарные знаки защищаются законодательством большинства мировых государств.

Общеизвестный товарный знак

В соответствии со ст. 1508 IV части ГК РФ общеизвестный товарный знак — это обозначение товара, получившее широкую известность в Российской Федерации в результате интенсивного его использования. Защита общеизвестных товарных знаков осуществляется бессрочно. Решение о признании товарного знака общеизвестным принимается органами исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

В настоящее время Парижская конвенция, Соглашение ТРИП, а также целый ряд других национальных законодательных актов обеспечивают специальную охрану для товарных знаков данной категории. Необходимость в принятии таких мер возникает в связи с тем, что сегодня существует немало организаций, вводящих потребителей в заблуждение, создавая обозначения, схожие с общеизвестными товарными знаками до степени смешения, и извлекая из этого выгоду или прибыль.

Тем не менее, четкого определения общеизвестного товарного знака в настоящее время не существует — при определении принадлежности товарного знака к данной категории обозначений оценивается целый ряд факторов, что, в конечном итоге позволяет принять то или иное решение. В частности, среди таких факторов находятся репутация знака среди потребителей определенной группы, срок и географическое распространение его действия, степень известности товарного знака и т.д.

Международная охрана товарных знаков

Российское законодательство гласит, что на территории РФ правовой охране подлежат не только зарегистрированные в России товарные знаки, но и знаки, имеющие право на защиту в соответствии с международными договорами РФ. В соответствии со ст. 1507 IV части ГК РФ, резиденты РФ имеют право на регистрацию товарных знаков за рубежом, а также на международную регистрацию товарных знаков. Заявки на проведение такой регистрации подаются в  ФИПС. В конечном итоге так же, как и все объекты интеллектуальной собственности, товарные знаки получают территориальную защиту. Иными словами, охрана товарных знаков осуществляется по факту их национальной регистрации.

В регистрации товарных знаков используются международные договоры, а также системы региональной регистрации. В совокупности они позволяют значительно упростить проведение таких процедур. Тем не менее, подобные системы так или иначе предполагают регистрацию товарного знака в каждом отдельно взятом государстве и регионе.

При этом регистрация товарных знаков может осуществляться не только в отдельных странах, но и на таможенных территориях, а также на иных территориях, не принадлежащих тем или иным государствам. Последние управляются с помощью определенных административных структур, в результате чего регистрация товарных знаков становится возможной и здесь. Наиболее ярким примером является Гонконг, предусматривающий собственную систему регистрации товарных знаков, которая отличается от аналогичной по назначению системы, принятой в КНР.

ВОИС ведет активную деятельность, направленную на то, чтобы добиться максимальной «дружественности» региональных и национальных систем регистрации товарных знаков. Это достигается путем упрощения и оптимизации ряда процедур. В частности, в 1994-м году начал действовать Договор о законах по товарным знакам (TLT), в соответствии с которым был определен перечень сведений, которые необходимо представлять гражданам одной страны-участника, а также перечень процедур обязательных к проведению для того, чтобы осуществлять регистрацию товарных знаков на территориях других стран-участников.

Прочие категории средств индивидуализации, обозначений и знаков

Сертификационные знаки

Сертификационные знаки — это обозначения, использующиеся для информирования потребителя о том, что услуги или товары, маркированные им, прошли процедуру сертификации в отношении способа производства, качества, происхождения либо иных характеристик. Использование сертификационных знаков допускается только при условии соблюдения определенных стандартов.

Законодательные акты, регулирующие использование и охрану товарных знаков, не имеют отношения к знакам сертификационным. Регистрация сертификационных знаков, указывающих на соответствие установленным для товаров, маркированных знаком стандартам, осуществляется в соответствии с законом о техническом регулировании.

Сертификационные знаки могут использоваться любыми лицами, соблюдающими определенные стандарты, в то время как использование товарных знаков возможно только предприятиями, являющимися правообладателями по отношению к конкретному товарному знаку. В этом и состоит основное различие между сертификационными знаками и товарными знаками.

Фирменные наименования

Фирменное наименование представляет собой обозначение коммерческой организации, под которым она участвует в гражданском обороте. Фирменное наименование отражается в учредительных документах и включается в единый государственный реестр при государственной регистрации юридического лица. Охрана фирменных наименований осуществляется в соответствии со ст. 1473 IV части ГК РФ. 

Несмотря на то, что фирменное наименование и фирменный стиль используются в качестве маркетинговых инструментов при оформлении товаров, предлагаемых фирмой, в составе рекламы и т.п., важно различать два этих понятия. В соответствии с законодательством РФ юридическое лицо обязано иметь фирменное наименование. При этом дополнительно организация может иметь сокращенное наименование на русском языке.

Так же, как и товарный знак, фирменное наименование является средством индивидуализации, в связи с чем юридическое лицо располагает исключительным правом использования данного обозначения.

Коммерческие обозначения

Коммерческое обозначение может использоваться организациями (в том числе и индивидуальными предпринимателями) в качестве средства индивидуализации данных организаций, а также предприятий, принадлежащих им. Важно учитывать, что коммерческое обозначение не является фирменным наименованием, прошедшим процедуру регистрации в едином государственном реестре юридических лиц. Использование коммерческих обозначений регулируется в соответствии с положениями ст. 1538 IV части ГК РФ. 

Наименование места происхождения товара

Обозначение, содержащее информацию о стране, городе или сельском поселении, географическом объекте или местности, употребляющееся в связи с данным товаром, называется наименованием места происхождения товара. Использование такого обозначения становится возможным в случае, если маркированный им товар имеет исключительные свойства, связанные с данным географическим объектом (природными условиями, например).

В соответствии с ст. 1516 IV части ГК РФ применение наименования места происхождения товара может осуществляться в соответствии с исключительным правом производителя товара на данное обозначение. Наиболее ярким примером такого обозначения является «коньяк», использующееся для крепких алкогольных напитков, производящихся в данной местности.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


logo

Похожие статьи

Вернуться в раздел «Товарные знаки»