Допустим, что ваш сайт имеет уникальный дизайн, который нравится пользователям и максимально отвечает требованиям по продвижению товаров и/или услуг. Перед Вами встает задача – как лучше защитить права на него?
Для защиты авторских прав на сайт, в первую очередь, необходимо выделить объекты интеллектуальной собственности, которые делают Ваш сайт уникальным:
1) Авторские тексты. Наверняка, Вы или Ваши сотрудники сами пишут тексты на сайт. И, конечно, Вам бы не хотелось, чтобы конкуренты копировали Ваши тексты.
Тексты могут быть отнесены к литературным произведениям и, поэтому вполне подпадают под действие норм авторского права. Согласно нормативным документам, авторское право на произведения возникает с момента их создания и не требуют обязательной регистрации.
Единственно, что нужно сделать, чтобы защитить свои права на тексты, - это зафиксировать дату размещения текстов на сайте при их публикации. Дополнительно, по желанию авторов, тексты могут быть задепонированы в авторских обществах.
2) Программы, которые позволяет работать «фишкам» на Вашем сайте (калькулятор расчета стоимости, окно обратной связи и т.д.).
Программы можно зарегистрировать в Роспатенте. В результате регистрации Вы получите свидетельство, которое будет содержать информацию о названии и владельце программы, об ее авторах и дате регистрации.
Данное свидетельство может понадобиться при продаже программы или выдаче лицензий на ее использование, а также для получения всевозможных разрешений в госорганах. И наконец, программа может быть использована в качестве нематериального актива при налоговой оптимизации.
3) Дизайн страниц сайта. Если уникальным является дизайн страниц сайта, то зарегистрировать свои права на него можно, получив патент на промышленный образец. Защищать можно несколько страниц сайта.
Какие элементы дизайна сайта защищает промышленный образец?
- Графическое исполнение элементов сайта: их колористическое решение, размещение в пространстве.
- Шрифты надписей: их вид, размер и цвет.
В нашей стране выдаче патента предшествует патентная экспертиза, которая проверяет дизайн на новизну и оригинальность, поэтому патент – это надежная защита от возможных претензий по нарушению прав третьих лиц.
Важно отметить, что патент можно продать, можно передать в использование (выдавать лицензии), а можно отдать под залог.
Патент не только закрепляет Ваши права на промышленный образец, но и может быть использован в качестве нематериального актива (что полезно для налоговой оптимизации).
4) Логотип компании. Если на Вашем сайте присутствуют рекламные слоганы, разработанные маркетологами, или есть логотип компании, то их целесообразно зарегистрировать в качестве товарных знаков.
Товарный знак защищает не только графические элементы и оригинальные шрифты, но и семантику (смысл) слов и словосочетаний.
Товарный знак действует 10 лет с возможностью неоднократного продления на такой же срок.
Как и патент на промышленный образец, свидетельство на товарный знак удостоверяет исключительное право на слова, словосочетания и графику.
Итак, чтобы защитить уникальный дизайн сайта, следует позаботиться о 4 основных элементах: текстах, программах, дизайне страниц сайта и логотипе компании.