Проводимый в России Чемпионат мира по футболу 2018 г. – крупнейшее спортивное мероприятие года, популярное событие, вызывающее огромный интерес как среди спортивной элиты, так и среди обычных людей. Этот интерес вызывает у предпринимателей стремление воспользоваться ситуацией и получить определенную прибыль из-за создаваемого ЧМ 2018 ажиотажа. Поэтому достаточно популярной представляется идея использовать символику чемпионата на своей продукции или при оказании услуг.
Однако, это достаточно рискованно. FIFA и организаторы события прекрасно понимают, что финансовое обеспечение всего комплекса мероприятий во многом зависит от поддержки со стороны правообладателей интеллектуальной собственности (товарных знаков и др.), которые готовы инвестировать в ЧМ, им должно быть предоставлено исключительное право на использование официальной символики. Партнеры FIFA – это порядка десятка компаний, обладающих легальной возможностью проведения различных маркетинговых и рекламных мероприятий с использованием изображений кубков, эмблем и слоганов ЧМ.
Кроме того, если любая компания или ИП смогу беспрепятственно использовать символику ЧМ 2018, они будут создавать у потребителей ассоциации о причастности их к Чемпионату, что может навредить FIFA, репутации ЧМ и создать дополнительные проблемы. И, как было отмечено выше, это во многом обесценит права партнеров и спонсоров, снизив привлекательность их рекламы.
В соответствии с принятым в Российской Федерации Федеральным законом, касающимся проведением чемпионата мира по футболу (N 108-ФЗ от 7 июня 2013 года), не допускаются «производство, продажа, распространение, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации товаров, содержащих символику чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года (в том числе сувенирной продукции для участников мероприятий), использование этих товаров иными способами в целях извлечения прибыли или других материальных благ без заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA».
Официальная символика – это официальные эмблемы, кубки, талисманы, слова и слоганы, символы, которые охраняются как товарные знаки, а также как объекты авторского права. Без разрешения FIFA нельзя использовать ни их оригиналы, ни модификации. Кроме того, нельзя использовать даже названия городов-участников с цифрой 2018 и словосочетание «Россия 2018».
Санкции за нарушения - от 100 тысяч рублей и обязательное изъятие товара.
Использование символики или футбольных «мотивов», которое может привести к созданию ложного представления причастности к Мероприятию – запрещено. Подобное разрешается только в случае получения соответствующего разрешения от FIFA, которое выдается уполномоченной FIFA компанией.
Однако, в документах указано, что допускается использование любых изображений «общего характера», связанных с футболом или определенной страной, без использования интеллектуальной собственности FIFA, которые позволяют болельщикам поддерживать свои команды, не создавая ложного представления о причастности к ЧМ 2018 / FIFA. Это могут быть флаги, фото игроков команд и др.
Предпринимателям важно проявлять осторожность. Даже если Вы не используете непосредственно символику Чемпионата 2018 г., цифр 2018 или сочетания «город проведения матча + 2018», но, например, для продвижения своих товаров и услуг выбираете более конкретные изображения, это создает очевидные ассоциации с Чемпионатом. В любом случае, даже при отсутствии формального нарушения прямая ассоциация с ЧМ-2018 г., которая может присутствовать в Вашей продукции, может вызвать проблемы.
В последнее время FIFA жестко контролирует использование футбольной символики, в этом ей активно помогают наши правоохранительные органы. Если Вы хотите использовать в своей продукции символику, связанную с футболом и опасаетесь рисков, связанных с возможной ответственностью за такое использование, мы будем рады проанализировать ситуацию и предоставить Вам более подробную консультацию.
Фото: FIFA
Ответственность за использование символики ЧМ 2018
Суды и споры