Мало придумать красивый, привлекающий внимание логотип, разработать собственную торговую марку и успешно ее раскрутить. Это свое достояние надо еще уметь защитить. О юридических аспектах защиты этого вида интеллектуальной собственности рассказала патентный поверенный РФ, главный эксперт патентно-правовой компании Patentus Лариса ГРУДИНА.
БиВ: Лариса Викторовна, что такое торговая марка, товарный знак, бренд и как они защищаются?
– В последнее время модным предметом для широкого обсуждения в средствах массовой информации стала тема регистрации товарных знаков и их правовая защита после регистрации. Однако интерес к товарным знакам возник не сегодня, а более 20-ти лет назад, еще до распада СССР, в конце 80-х–начале 90-х годов, когда в стране стала стремительно развиваться рыночная экономика. Тогда создавалось большое количество частных предприятий, которые для индивидуализации своих товаров и услуг начали динамично использовать в своей деятельности товарные знаки, без которых невозможно продвигать товары и услуги на конкурентном рынке и защищаться от недобросовестной конкуренции. Поток заявок на регистрацию товарных знаков, подаваемых в Патентное ведомство, стремительно возрастал, а нормативно-правовая база на тот момент была очень слабая и нуждалась в совершенствовании. И она, усилиями многих специалистов, развивалась и продолжает развиваться. В 4-ю часть Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), которая посвящена правам на результаты интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации, постоянно вносятся изменения и дополнения. В целом действующее законодательство не уступает аналогичным законодательствам других развитых стран мира. Высокая конфликтность в сфере интеллектуальной собственности достигла таких масштабов, что в 2013 г. начал работать суд по интеллектуальным правам. В настоящее время российские и иностранные правообладатели, которые получили исключительные права в России на свои товарные знаки, надежно защищены законом.
Что же такое товарный знак? В разговорной речи и в СМИ часто встречаются такие понятия, как «торговая марка», «бренд», «логотип» и другие варианты одного и того же понятия – «товарный знак». В Российской Федерации только понятие «товарный знак» является объектом правовой охраны, другие понятия заимствованы из других языковых групп. Определение самого понятия «товарный знак» неоднократно менялось вслед за изменениями законодательства. В настоящее время ст. 1477 ГК РФ дает следующее определение: «товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». Для индивидуализации услуг используется термин «знак обслуживания». Российское законодательство уравнивает оба понятия в правовом статусе, в тексте ГК РФ используется единый термин – «товарный знак».
Кодексом предусмотрен знак, указывающий на предоставление на территории РФ исключительных прав на товарный знак. Знак охраны может помещаться рядом с товарным знаком и состоять из латинской буквы R или латинской буквы R в окружности, либо может быть представлен словесным обозначением «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак».
БиВ: Может ли гражданин или юридическое лицо самостоятельно пройти процедуру регистрации товарного знака или необходимо обращаться к юристам?
– Согласно ст. 1478 ГК РФ, обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Одна из распространенных ошибок среди заявителей, которые намереваются самостоятельно зарегистрировать свой товарный знак, – это незнание данной статьи закона. Физическое лицо (гражданин), не являющееся индивидуальным предпринимателем, не может на свое имя зарегистрировать товарный знак ни при каких обстоятельствах.
Самостоятельно оформить заявку и подать ее на регистрацию в Патентное ведомство России может любой российский индивидуальный предприниматель или представитель российской юридической фирмы. Что касается иностранных заявителей, то их интересы должен представлять патентный поверенный.
Процедура оформления заявки на товарный знак несложная, трудность может возникнуть при классификации товаров и услуг, в отношении которых планируется подать заявку. Опытные патентные поверенные всегда могут помочь заявителю правильно классифицировать товары и услуги согласно действующей редакции Международного классификатора товаров и услуг (МКТУ), редакции которого, кстати сказать, часто меняются.
Чтобы начать процедуру регистрации товарного знака, в Патентное ведомство России должна быть подана заявка. Сейчас государственная пошлина при подаче заявки на товарный знак в отношении одного класса МКТУ составляет 14 200 руб. По заявке проводится экспертиза на предмет установления возможности регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. Если заявленное обозначение удовлетворяет критериям охраноспособности, установленным законом, то экспертиза принимает решение о регистрации товарного знака. После оплаты еще одной пошлины (16 200 руб.) знак регистрируется в Государственном Реестре товарных знаков и выдается свидетельство на товарный знак. Его правовая охрана возникает только с момента регистрации в Госреестре. В случае отказа в регистрации пошлина, оплаченная при подаче заявки, не возвращается.
Процесс рассмотрения заявки на товарный знак занимает в среднем один год. Многие заявители хотели бы заранее знать, каковы их шансы на положительный результат экспертизы. Такие заявители, как правило, обращаются к патентным поверенным. Эти специалисты могут определить охраноспособность подаваемого на регистрацию обозначения, провести предварительный поиск и заранее предупредить заявителя о возможных рисках при регистрации того или иного обозначения. Кроме того, предварительный поиск может показать, что заявленное обозначение нарушает чьи-то исключительные права на данный знак, а за это предусмотрена гражданская, административная или уголовная ответственности.
БиВ: Регистрация товарного знака – это право или обязанность? – Законодательством не предусмотрена норма, которая обязывала бы всех производителей товаров и лиц, оказывающих услуги, регистрировать знаки, которыми они маркируют свои товары и услуги. Однако нужно помнить, что если вовремя не зарегистрировать товарный знак, это могут сделать другие лица, и тогда товар, который уже широко «раскручен» под определенным знаком, может быть зарегистрирован на имя другого производителя. Для восстановления справедливости придется потратить не только время, но и нервы и деньги.
БиВ: Кому и почему могут отказать в регистрации? – Оснований, по которым может быть отказано в государственной регистрации товарного знака, много. Например, обозначение не обладает различительной способностью (это знаки, состоящие из отдельных цифр, букв или их сочетаний, лишенных оригинальной графики или словесного характера). На этом основании было отказано в регистрации знакам: «F1», «Х6», «Р400», «МКВ», «JRS» и подобным.
Вместе с тем если подобное обозначение приобрело различительную способность до подачи заявки, то оно может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Самые яркие примеры такого рода – «BMW», «BP», «TDK», «HP» и ряд других.
Обозначению может быть отказано в регистрации, если оно вошло во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида. К примеру «граммофон», «целлофан», «примус», «диктофон» и др. А вот такие знаки, как «Pampers», «Xerox», «Scotch», «Aspirin» (и их русские написания), остаются действующими товарными знаками.
Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, являющиеся общепринятыми символами и терминами; обозначения, указывающие на вид, качество, количество, свойство (в том числе носящие хвалебный характер), назначение, ценность товара, а также на время, место и способ их производства или сбыта. Так, например, было отказано в регистрации знака «Свежее мясо каждый день!». Элементы знака, способные ввести потребителя в заблуждение, также являются основанием для вынесения решения об отказе в регистрации. Например, российские заявители не получили регистрации на знаки «Париж» и «London Pride». Также не будут зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. Покажется странным, но некие предприниматели хотели зарегистрировать товарные знаки «Слезы Христа», «Героин», «Мафия», «ZARAZA», «Крысиная смерть №1», «Большой Бес», «Крал семечки». Всем им было отказано.
Также не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с уже зарегистрированными товарными знаками на территории РФ или заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющие более ранний приоритет. Например, «Saphir» и «Zafir», «Valentine» и «Valentino», «Кинодом» и «Дом кино».
Есть и другие основания для отказа в регистрации. Все они перечислены в статье 1483 ГК РФ.
БиВ: Вы упомянули, что защита товарных знаков – высококонфликтная среда. Существует ли здесь мошенничество?
– В 1990–2000-е годы некоторые недобросовестные предприниматели регистрировали на свое имя как известные товарные знаки, которые по каким-то причинам не были зарегистрированы в России, так и малоизвестные товарные знаки, которыми были маркированы товары, представленные на выставках или ввозимые на территорию России с целью их реализации. После получения правовой охраны на такие знаки правообладатели запрещали истинным производителям использовать их собственные товарные знаки на российском рынке и предлагали выкупать их. Так, на территории РФ на российские юридические лица были зарегистрированы товарные знаки: «Forbes», «Interbrand», «Starbucks», «Akai», «Funai», «Ikea», «Purina», «Eclipse» и другие известные в мире знаки.
Прекратить такую практику удалось лишь совершенствованием законодательства. В настоящее время при экспертизе заявок тщательно анализируется информация из любых источников, включая интернет-ресурсы. При подозрении на то, что проходящее экспертизу обозначение может принадлежать компании, которая вовремя не успела зарегистрировать свой товарный знак на территории РФ, заявителю будет направлено уведомление, которое по сути представляет собой предварительный отказ в регистрации. Если заявитель не сможет доказать производственные взаимосвязи с данной компанией, то в регистрации будет отказано.
Кроме того, действующее законодательство предусматривает досрочное прекращение правовой охраны товарного знака по причине его неиспользования в течение любых трех лет после даты его регистрации.
К сожалению, и теперь отдельные лица придумывают разные способы завладеть чужими товарными знаками. Однако раскрывать их способы в данной публикации не имеет смысла во избежание появления новых «детей лейтенанта Шмидта».
Интервью было опубликовано в журнале "Бизнес и Выставки" №2/68 (2014)