Зарегистрировать неохраняемый товарный знак – возможно ли?

Зарегистрировать неохраняемый товарный знак – возможно ли?

Товарные знаки

Действующим законодательством установлено, что существует ряд обозначений, которые по тем или иным основаниям не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков.

Такие обозначения характеризуются общим понятием как «не обладающие различительной способностью», и к ним в частности относятся:

  • Обозначения, вошедшие во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

  • Обозначения, являющиеся общепринятыми символами и терминами;

  • Обозначения, характеризующие товары, в том числе указывающие на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;

  • Обозначения, представляющие собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Согласно п.1 ст. 1483 ГК РФ: «указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения».

Регистрация товарного знака в РФ
  • Полное сопровождение
  • Экономия 30% на пошлинах
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Подробнее

Исключения из правил

В то же время данная статья Гражданского кодекса допускает, что положения данного пункта статьи 1483 ГК РФ не применяются в отношении обозначений, которые:

  • Приобрели различительную способность в результате их использования;

  • Состоят только из указанных выше элементов, образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.

Таким образом, законодательство предоставляет заявителю два варианта действий, при помощи которых можно зарегистрировать на первый взгляд неохраняемый товарный знак или элемент товарного знака в качестве охраняемого.

Два способа зарегистрировать неохраняемый товарный знак

1) Заявитель в процессе регистрации своего обозначения может подтвердить, что оно в силу длительного использования приобрело различительную способность и на дату подачи заявки на регистрацию ассоциировалось у потребителя исключительно с компанией заявителя.

Для доказательства приобретения обозначением различительной способности, могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения:

  • О длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением,

  • О затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности,

  • О степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов;

  • Сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.

Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения обозначением различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.

Указанный вариант действий для возможности регистрации неохраняемого товарного знака в качестве охраняемого более всего подходит для тех заявителей, которые присутствуют на российском рынке товаров или услуг уже достаточно длительное время, но по тем или иным причинам затягивали с регистрацией возможно уже ставшего известным обозначения.

2) Второй вариант распространения полной защиты на обозначение, которое включает неохраняемые элементы, предполагает наличие в заявленном обозначении оригинальной композиции из таких элементов, которые в совокупности образовывали бы уникальную комбинацию, обладающую различительной способностью.

В частности, неохраноспособные элементы могут быть соединены таким образом, что по отношению к заявленным товарам или услугам это сочетание будет восприниматься как необычное и оригинальное.

Регистрация товарного знака в РФ
  • Полное сопровождение
  • Экономия 30% на пошлинах
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Подробнее

Примеры наших кейсов

Coffee OilCочетание слов COFFEE OIL в товарном знаке, в котором слово COFFEE означает «кофе», а OIL – «масло», было зарегистрировано экспертом компании PATENTUS в качестве товарного знака для услуг 43 класса МКТУ (регистрация № 771971).

 FFGYM брендОригинальному сочетанию простых букв «FF» и слова «GYM» (тренажерный зал) в товарном знаке  была предоставлена правовая охрана в отношении услуг 41 класса МКТУ (регистрация № 705954).

Таким образом, у заявителя есть несколько вариантов действий, как преодолеть основания для признания обозначения неохраноспособным, чтобы зарегистрировать его в качестве охраняемого товарного знака.

Интересует защита интеллектуальной собственности?

Дмитрий Марканов
Регистрация товарного знака в РФ
  • Полное сопровождение
  • Экономия 30% на пошлинах
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Подробнее
Похожие статьи
  • Товарные знаки
    Регистрация товарного знака в Евросоюзе

    Если Вы занимаетесь реализацией своих товаров и услуг в Европейском союзе, желательно обеспечить там правовую охрану для Вашего бренда, то есть зарегистрировать товарный знак.

  • Товарные знаки
    Регистрация товарного знака за рубежом

    Многие российские предприниматели, помимо завоевания российского рынка, планируют развитие своего бизнеса на международной арене и стремятся к популярности своих товаров и услуг у потребителей в зарубежных странах. Собственный запоминающийся бренд, марка, логотип, слоган, которые с юридической точки зрения правильно называть одним словом – «товарный знак», – одно из первых, приоритетных условий подобной популярности. Оригинальная торговая марка – это нечто, выделяющее (индивидуализирующее) в глазах потребителя продукцию одного производителя или поставщика услуг из всей остальной массы присутствующих на рынке опций.

  • Товарные знаки
    Регистрации товарного знака: преимущества, обязанности, риски

    Для любого современного обывателя стало привычным изобилие различных магазинов, начиная с продуктовых и заканчивая ювелирными. Но не все знают, что практически за каждой вывеской кроется товарный знак.

  • Товарные знаки
    Как разработчику защитить авторское право на ПО

    Юристы знают, как защитить авторские права при написании книги, картины, создании фотографий или видеоконтента. Доказать авторство можно с помощью исходника, холста, рукописи. Но как быть, если вы являетесь разработчиком ПО или базы данных? Ведь в этом случае могут возникнуть сомнения, кому принадлежат права на программу, как передать их другому лицу. И самый главный вопрос - как обеспечить защиту собственных прав, предотвратить незаконное использование и копирование объектов интеллектуальной собственности.

  • Товарные знаки
    Виды товарных знаков

    Ежегодно в России подается около пятидесяти тысяч заявок на регистрацию различных видов и типов товарных знаков. Их количество в нашей стране уже почти перешагнуло за отметку в полмиллиона. Выделить свой товар или услугу на рынке, а именно для этого и разрабатываются товарные знаки, можно по-разному. Какие же виды обозначений сегодня существуют и насколько сложно найти действительно оригинальное название для своей продукции?

  • Товарные знаки
    Регистрация логотипа в РФ — как запатентовать логотип и название в Роспатенте и сколько стоит патентование бренда в Москве

    Одна компания из Иркутска производила и продавала безалкогольные напитки под запатентованным брендом. Через некоторое время другая фирма под Краснодаром наладила производство и продажу безалкогольных напитков с таким же названием.


  • Товарные знаки
    Что такое реестр отечественного ПО?

    Импортозамещение – ключевой термин текущей (громкое слово, зажмите уши) исторической эпохи в России. Мы заменяем иностранные лекарства, иностранное зерно и – иностранное программное обеспечение.

  • Товарные знаки
    Создание охраноспособного товарного знака

    Товарные знаки стали важным аспектом современного бизнеса, средством выделения товаров, услуг. Узнаваемое обозначение делает товар узнаваемой у потребителей, облегчает выбор.

Вернуться в раздел «Товарные знаки»