Правообладатель зарегистрированного товарного знака вправе по своему усмотрению использовать находящуюся в его распоряжении интеллектуальную собственность, в том числе и товарные знаки. Одним из вариантов такого использования является применение товарных знаков в рекламе собственной продукции.
Вместе с тем, нередко у предпринимателей возникает, не только желание, но и необходимость включить в свои рекламные материалы товарные знаки, принадлежащие другим лицам. Всегда ли это допустимо? Постараемся разобраться.
Подобная необходимость может возникнуть у сервисных компаний, оказывающих услуги в отношении продукции определенных фирм (например, компании, занимающиеся ремонтом товаров конкретных производителей: бытовой техники, автомобилей, компьютеров и пр.). Либо дилеры для продвижения товара в рекламе своей деятельности упоминают о продукции под чужими товарными знаками.
Случаи из жизни - компания по ремонту холодильников указывает в своей рекламе товарные знаки компаний, чьи холодильники она ремонтирует. Дилер конкретных автомобилей использует в рекламных материалах торговые марки соответствующего автомобильного концерна.
Является ли такое упоминание торговых марок других правообладателей нарушением закона? Как показывает судебная практика, далеко не каждый подобный случай может расцениваться именно как правонарушение.
Для того чтобы не перейти границу, установленную действующим законодательством, следует соблюдать определенные правила, основные из которых перечислены ниже.
• Реклама должна быть достоверной и не приводить к возникновению у потребителя впечатления, что чужие торговые марки собственность рекламодателя.
• Товары под чужим товарным знаком, используемым в подобной рекламе, должны быть правомерно введены в гражданский оборот на территории нашей страны (правообладателем или с его согласия).
Безусловно, каждый случай использования чужих торговых марко в рекламе уникален и достоин отдельного изучения. Вместе с тем общее правило таково - использование товарных знаков других лиц в рекламе может иметь место, но исключительно в качестве чужих.
Если требования закона были проигнорированы, нарушителя ждут неблагоприятные последствия. Так, Гражданский кодекс предусматривает, что владелец знака вправе потребовать, а нарушитель обязан удалить товарный знак (или сходное обозначение), права на который были нарушены, с продукции, а также с материалов по оказанию услуг или выполнению работ, включая рекламу и вывески.
Кроме того, обладатель прав на знак вправе обратиться в суд с требованием о выплате ему внушительной компенсации.
Что делать, чтобы не переступить закон и не перейти в разряд нарушителей с последующей выплатой компенсации? Ответ прост – соблюдать требования действующего законодательства и правильно оформлять права по использованию торговых марок и других объектов интеллектуальной собственности. А именно – заключать лицензионные договоры с законными владельцами товарных знаков, договоры авторского заказа, фиксировать обязанности авторов служебных произведений и пр.
Владельцам торговых марок, которые заинтересованы в том, чтобы их бренд (марка, знак, логотип) не использовался без разрешения, стоит напомнить, что торговая марка получает надежную правовую охрану только после государственной регистрации в Роспатенте. Отсутствие регистрации может привести к тому, что при заимствовании третьими лицами известного, но незарегистрированного бренда, его владельцы не смогут отстоять свои интересы.