Регистрация товарного знака в Испании

Регистрация товарного знака в Испании

Товарные знаки

Чем регулируется регистрация торговых марок в Испании?


Регистрация товарных знаков в Испании по национальной процедуре регулируется Законом о товарных знаках (Trademark Act (17/2001)), в который в дальнейшем вносились правки в 2006 г. в связи с новой директивой Евросоюза (касательно интеллектуальной собственности). Этот закон закрепляет также основы гражданско-правовой защиты прав на товарные знаки, а вот уголовная ответственность за нарушения и незаконное использование брендов установлена общим Уголовным кодексом Испании 1995 г.

Требования к правообладателю товарного знака в Испании


В испанском законодательстве выделяют несколько категорий лиц, которые могут получить правовую охрану для своего обозначения в качестве товарного знака:

  • испанские физические и юридические лица
  • иностранные физические лица с постоянным местом проживания в Испании
  • иностранные юридические лица, которые имеют существенное и эффективное промышленное или коммерческое присутствие в Испании (то есть осуществляют там активную коммерческую деятельность)
  • иностранные физические или юридические лица, которые обладают соответствующими правами по Парижской конвенции или которые зарегистрированы в любом государстве-члене ВТО
  • иностранные физические или юридические лица, зарегистрированные в государстве, которое признает аналогичные права на регистрацию за испанскими компаниями и предпринимателями (здесь действует принцип взаимности признания прав).

Если компания или предприниматель регистрируют знак через представителя, у этого представителя должна быть доверенность. Как и в России, не предъявляется никаких требований к ее легализации или нотариальному заверению. Достаточно простой письменной формы.

Требования к товарному знаку в Испании


Товарный знак в Испании, как и в России, должен быть выражен в объективной форме (чтобы его мог повсеместно и адекватно воспринимать потребитель) и обладать различительной способностью (то есть выделять товары или услуги конкретного производителя на рынке). В качестве товарных знаков в Испании могут быть зарегистрированы:

  • слова или словосочетания, включая имена, фамилии и др.
  • сочетания цифр, символов, букв
  • изображения, комбинации слов и картинок
  • объемные фигуры, включая упаковки товаров, форму самих товаров и др.
  • звуки и мелодии
  • любые сочетания всего вышеперечисленного.

Есть абсолютные основания для отказа в регистрации (абсолютными они называются потому, что зависят от самого знака, его внутренних, исходных характеристик). В Испании не может быть зарегистрирован товарный знак, который:

  • не обладает различительной способностью
  • состоит только из слов или изображений, которые повсеместно используются в коммерческой деятельности для обозначения определенных товаров или услуг или их характеристик, качества, количества и т.п.
  • представляет собой форму товара, традиционную, широко используемую, обусловленную качествами самого продукта
  • противоречит закону, морали, нравственности
  • вводит потребителя в заблуждение (например, касательно состава или качества продукта, его географического происхождения и т.п.)
  • представляет собой географическое наименование и заявляется для алкогольной продукции, которая никак не связана с соответствующим географическим регионом
  • нарушает авторские права
  • включает в себя имя или фамилию известного лица – без его согласия
  • включает в себя государственную символику – без разрешения властей и др.

Относительные основания для отказа в регистрации товарного знака: наличие тождественных или сходных знаков или заявок с ранним приоритетом. «Ранние товарные знаки» могут означать:

  • национальные испанские знаки или заявки с более ранним приоритетом
  • международные регистрации, действующие на территории Испании
  • европейские товарные знаки с ранним приоритетом, охраняемые в Испании
  • так называемые «широко известные», но не зарегистрированные в Испании товарные знаки

Требования об использовании товарного знака до регистрации


В отличие от некоторых других стран, испанский закон не требует от заявителей доказывать использование знака до подачи заявки. Поэтому подавать на регистрацию можно как бренд, который Вы уже давно и активно используете, так и обозначение, которое Вы только планируете «выпускать» на рынок.

Процедура регистрации торговой марки в Испании


Заявка на регистрацию товарного знака по национальной процедуре подается в испанское ведомство по патентам и товарным знакам (Spanish Patent and Trademark Office, SPTO). После подачи испанское ведомство проверяет соответствие заявочной документации всем формальным требованиям. Если оно выносит решение о допустимости поданных документов, оно приступает к поиску по электронным базам, в ходе которого выясняет, нет ли у других компаний или предпринимателей более ранних прав, которые бы мешали регистрации. То есть сначала SPTO проводит проверку по относительным основаниям для отказа в регистрации.

Если испанское ведомство находит такие сходные регистрации, оно направляет уведомление их правообладателям, предоставляя им возможность подать оппозицию в Вашу заявку (если им это покажется необходимым). Однако, SPTO само по себе не откажет в регистрации при наличии таких сходных регистраций. И оно в любом случае опубликует заявку в официальном издании – Официальном журнале промышленной собственности, Industrial Property Official Gazette.

После этого испанское ведомство проведет экспертизу по существу на наличие абсолютных оснований для отказа в регистрации.

Если такая экспертиза пройдет без осложнений, и в заявку не будет подан протест, товарный знак будет зарегистрирован. Если кто-либо выдвигает свои возражения против регистрации, весь процесс приостанавливается, и заявителю по заявке направляется уведомление. На ответ дается месяц. За это время Вы можете привести доводы в пользу регистрации Вашего знака в рамках ответа на такое уведомление. Вы также можете отозвать заявку, ограничить перечень товаров и услуг, внести в заявочные документы корректировки или подать выделенную заявку.

Если выявленные проблемы касаются только части перечня, то товарный знак будет зарегистрирован для всех остальных товаров и услуг, и он также будет опубликован в Industrial Property Official Gazette.

Если заявитель недоволен итогами регистрации, он может оспорить решение испанского ведомства путем подачи апелляции, в рамках административной процедуры. В этом случае ведомство самостоятельно пересмотрит свое решение о регистрации (или отказе в регистрации).

Стоимость регистрации товарного знака в Испании


Пошлина за заявку на товарный знак в Испании составляет около 145 EUR за один класс МКТУ и около 95 EUR за каждый последующий – если заявка подается в бумажном виде. Если заявка электронная, эта сумма уменьшается на 15-20 EUR. Стоимость услуг местных патентных поверенных в зависимости от их уровня или известности может разниться от 200 EUR до 900 EUR. Соответственно, средняя стоимость – около 400-500 EUR за 1 класс МКТУ.

Прекращение правовой охраны товарного знака в Испании


Товарный знак может прекратить свое действие и быть удаленным из реестра самим испанским ведомством или же судом. Так, SPTO может прекратить правовую охрану обозначения, если оно вовремя не продлено правообладателем, или если правообладатель добровольно отказался от знака до того, как его срок действия истек. Однако, если в отношении знака заключены лицензионные договоры или он отдан под залог, отказаться от него правообладатель не сможет без согласия всех заинтересованных лиц.

Административные и коммерческие суды Испании также могут аннулировать товарный знак. Существует процедура досрочного прекращения охраны товарного знака в связи с его неиспользованием правообладателем на протяжении 5-ти лет (для сравнения: в России этот срок составляет 3 года). Знак также может быть аннулирован, если он вошел во всеобщее употребление для обозначения определенных товаров или услуг, для которых он зарегистрирован.

Можно ли использовать товарный знак в Испании без регистрации?


В Испании придерживаются общего принципа: правовая охрана товарного знака действует только с даты его регистрации. Однако, есть также понятие «известного» (англ.: «well-known») незарегистрированного товарного знака, в отношении которого его владелец также может осуществлять некоторые права. Например, подавать оппозицию против регистрации сходного чужого обозначения в отношении однородных товаров или услуг; подавать гражданский иск о признании недействительной предоставление правовой охраны сходному знаку. Владелец «широко известного» знака даже может подать иск с требованием прекратить использование такого знака без его разрешения третьим лицом.

<Получение правовой охраны для товарного знака за рубежом всегда имеет множество особенностей. Мы обладаем достаточным опытом регистрации брендов в иностранных государствах, в том числе, в Испании, и у нас налажены прочные связи с лучшими европейскими патентными поверенными. Оставьте нам свои контактные данные, и мы обязательно свяжемся с Вами в ближайшее время и ответим на все Ваши вопросы касательно получения исключительных прав на Вашу торговую марку в Испании или любой другой стране мира!

Вернуться в раздел «Товарные знаки»