Можно ли зарегистрировать товарный знак на некоммерческую организацию?

Можно ли зарегистрировать товарный знак на некоммерческую организацию?

Можно ли зарегистрировать товарный знак на некоммерческую организацию?

Товарные знаки

Если кратко, то да, можно. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, правообладателем товарного знака может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Таким образом, исключается возможность получения прав на торговую марку на имя физических лиц, не обладающих статусом ИП, или объединений, не зарегистрированных в качестве юр. лиц. Никаких дополнительных оговорок или прямого запрета на регистрацию знака для НКО российское законодательство не содержит.

Кроме того, остальные положения ГК РФ, других законов и подзаконных нормативных актов, а также судебная практика подтверждают: регистрация товарного знака на имя некоммерческой организации возможна, какими-то уникальными особенностями она не обладает, и сами НКО все чаще разрабатывают уникальные обозначения и регистрируют их в российском ведомстве.

Особенности регистрации товарного знака для НКО


Регистрация товарного знака в России для любого ИП или юр. лица (коммерческого или некоммерческого) в любом регионе страны проходит одинаково: нет принципиальных отличий ни в затратах, ни в сроках.  

Специфика регистрации товарного знака на имя НКО может быть связана с особенностями создания и деятельности самой НКО. Товарные знаки в большинстве случаев используются при производстве товаров и оказании услуг с целью извлечения прибыли, в то время как для НКО извлечение прибыли может быть лишь дополнительной задачей, но не основной целью.

Осуществление предпринимательской деятельности (сбыт товаров и выполнение работ за вознаграждение) некоммерческой организацией возможно только в том случае, если такие приносящие прибыль операции допускаются ее учредительными документами и служат достижению основных целей, ради которых она создана (образовательных, культурных, благотворительных, научных, политических и т.п.) Соответственно, и регистрация товарного знака необходима только в том случае, если производство соответствующих товаров и оказание соответствующих услуг возможны исходя из основных целей создания и функционирования НКО.

В свою очередь, успешная регистрация товарного знака, вне зависимости от объема правовой охраны, не сужает и не расширяет полномочия организации в отношении различных видов деятельности. Таким образом, например, если для каких-то услуг знак зарегистрирован, а устав НКО оказание таких услуг запрещает, то НКО не сможет заниматься данной деятельностью и, соответственно, не сможет в полной мере реализовывать свои права на торговую марку.

Подбор перечня товаров и услуг при регистрации торгового знака некоммерческой организации


Принципиально важным при подаче заявки на регистрацию товарного знака на имя НКО является не только выбор обозначения и правильное оформление документов, но и подбор товаров и услуг, для которых испрашивается правовая охрана.

В целях регистрации товарного знака все товары и услуги делятся на классы согласно международной классификации (МКТУ). Часть классов включает в себя товары, часть – услуги, классов всего 45. Любой товар или услугу можно отнести к тому или иному классу, основные позиции поименованы в официальной классификации, остальные можно подобрать по однородности. Количество классов МКТУ влияет на стоимость регистрации (на размер оплачиваемых пошлин – как за подачу заявки и проведение экспертизы, так и за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства).

С перечнем позиций необходимо определиться еще до подачи заявки. После направления заявочной документации в ведомство можно лишь сократить перечень, добавить же что-либо уже нельзя. Чтобы дополнить регистрацию новыми товарами или услугами, необходимо подавать новую заявку и проходить всю процедуру заново. Именно поэтому многие заявители указывают объемные перечни, стараясь охватить не только то, что им сейчас необходимо, но и то, что может понадобиться в будущем.

Выбор классов МКТУ, очевидно, зависит от того, какие товары будет производить НКО или какие услуги она будет оказывать. Это могут быть:

– издание печатной продукции, выпуск книг, газет, журналов – 16 класс МКТУ

– образовательные услуги, проведение лекций, семинаров, конференций и др. – 41 класс МКТУ

– сбор благотворительных средств, сбор пожертвований – 36 класс МКТУ

– проведение научных исследований – 42 класс МКТУ

– производство косметики, эфирных масел и т.п. – 03 класс МКТУ

– музыка, фильмы, программы – 09 класс МКТУ

– сувениры, такие как изделия из стекла, фарфора, фаянса, посуда – 21 класс МКТУ

– строительство и реконструкция зданий, в т.ч. исторических, памятников архитектуры – 37 класс МКТУ

– телекоммуникации, вещание, дискуссионные форумы (в сети Интернет) – 38 класс МКТУ

– медицинские услуги – 44 класс

– организация религиозных собраний, политических собраний, проведение церемоний – 45 класс МКТУ и др.

Как Вы видите, регистрация товарного знака на имя НКО обладает определенными особенностями. Это касается, прежде всего, видов деятельности, которыми хочет (и может согласно законодательству) заниматься организация. Если Вы хотите получить правовую охрану для Вашего обозначения, быстро зарегистрировать, полноценно пользоваться своим товарным знаком и эффективно его защищать, мы рекомендуем обратиться в нашу компанию.

У нас работают аккредитованные специалисты с многолетним стажем, которые помогут Вам подобрать классы товаров и услуг, грамотно составят заявку и будут вести по ней делопроизводство, руководствуясь исключительно Вашими интересами. Оставьте нам, пожалуйста, свои контактные данные и мы свяжемся с Вами и ответим на все интересующие Вас вопросы!

Вернуться в раздел «Товарные знаки»