Регистрация товарного знака в Германии

Регистрация товарного знака в Германии

Товарные знаки


В Германии, как и в других странах мира, в качестве товарного знака может быть зарегистрировано обозначение, которое способно выделять товары и услуги одного производителя из однородной массы товаров и услуг других производителей: это могут быть слова, буквы, изображения, логотипы, а также цвета и даже мелодии.

Зарегистрировать товарный знак в Германии можно несколькими способами, один из них – подача национальной заявки в немецкое ведомство по патентам и товарным знакам (German Patent and Trade Mark Office, Deutsches Patent- und Markenamt - DPMA). После регистрации товарного знака его правообладатель получает исключительные права на его использования в отношении товаров и услуг, входящих в перечень регистрации. Он может распоряжаться им по своему усмотрению, отчуждать и выдавать лицензии.

Проверка знака перед подачей заявки


Немецкое ведомство самостоятельно не проверят наличие тождественных или сходных знаков и заявленных обозначений по отношению к поданной заявке, поэтому перед подачей документов в ведомство всегда рекомендуется провести поиск, чтобы проверить, на нарушит ли Ваша регистрация права третьих лиц, в противном случае, против Вашей заявки может быть подана оппозиция, и правовая охрана знака будет прекращена.

Из-за этих причин правообладателям немецких регистраций приходится проводить поиски и после того, как знаки зарегистрированы, поскольку это единственный способ отследить «вражеские регистрации» и помешать им, защищая собственные права на товарный знак. Немецкое ведомство на собственном веб-сайте рекомендует правообладателям проводить такие проверки постоянно, с определенной периодичностью, чтобы успеть подать оппозицию.

Сайт немецкого ведомства позволяет проводить поиски, но только на тождество/вхождение интересующих Вас элементов в чужие товарные знаки и заявки. Чтобы провести поиск по сходству, рекомендуется обращаться в частные компании, специализирующиеся на регистрации и защите объектов интеллектуальной собственности. При этом через базу DPMA можно искать не только по немецким национальным регистрациям, но и по международным, действующим в Германии, и по товарным знакам Европейского Союза.

Абсолютные основания для отказа в регистрации


Основания для отказа в регистрации товарного знака в Германии примерно такие же, как и в России. Не могут быть зарегистрированы описательные обозначения, которые прямо указывают на заявленные товары или услуги: «туризм» для туристических услуг, или «арбузы» – для фруктов. Препятствиями к регистрации обозначения являются, таким образом, отсутствие различительной способности; описательный характер знака и вхождение его во всеобщее употребление; риск введения потребителя в заблуждение; несанкционированное использование государственной символики; противоречие общественным интересам, морали и нравственности.

Подача заявки на товарный знак в Германии


Заявку в Германии можно подать онлайн – без подписи, через электронную систему – с подписью – или же традиционно – на бумаге; во многих случаях требуется назначение представителя (патентного поверенного). В заявке должна быть представлена информация (минимально необходимая и требуемая) о заявителе, самом знаке, товарах и услугах.

Самым быстрым способом считается подача заявки онлайн. Товары и услуги в перечень заявки добавляются по принципу «корзины», как в интернет-магазинах (shopping cart). На сайте заявитель проходит через 7 этапов, каждый из которых сопровождается подробными пояснениями. Электронная подача заявки – второй способ – требует наличия электронной подписи и соответствующего ключа. Бумажная заявка подается по почте.

Требования к заявке в Германии


Заявителем может выступать физическое лицо, юридическое лицо, а также партнерство (коммерческое объединение), наделенное соответствующей правоспособностью в соответствии с законом.

Товарный знак может быть: словесным, комбинированным, изобразительным, трехмерным, цветовым, звуковым и т.п. К каждому из видов знака немецкое ведомство предъявляет собственные требования, которые размещены на его официальном сайте. Необходимо отдельно отметить, что не допускается размещения общепризнанного значка регистрации (буквы R в круге, ®) в самом заявляемом обозначении, поскольку в регистрации вполне может быть отказано – из-за возможности введения потребителя в заблуждение.

В Германии используется общепринятая Международная классификация товаров и услуг (МКТУ), в соответствии с которой все товары и услуг делятся на 45 классов по однородности. Добавление дополнительных классов в заявку приводит к увеличению размера пошлин.

До трех классов МКТУ размер пошлины за подачу бумажной заявки составляет 300 EUR, в случае электронной подачи – 290 EUR. Каждый класс увеличивает эту стоимость на 100 EUR.

Процесс регистрации


Немецкое ведомство должно убедиться, что получена вся требуемая информация о знаке, заявителе и перечне товаров и услуг. Полноценное рассмотрение заявки начинается только после оплаты заявителем всей суммы пошлины. DPMA проверяет, есть ли абсолютные основания для отказа в регистрации по закону о товарных знаках – Trade Mark Act (Markengesetz).

Если заявка соответствует законодательным требованиям и нет оснований для отказа, ведомство вносит заявку в Реестр. Информация о поданной заявке размещается на сайте ведомства (https://register.dpma.de/DPMAregister/Uebersicht?lang=en) Регистрация публикуется в электронном журнале товарных знаков, а заявитель получает сертификат о регистрации.

В Германии существует процедура ускоренной регистрации, когда Ваша заявка рассматривается в приоритетном порядке. Если против регистрации не имеется возражений, знак может быть зарегистрирован в течение нескольких рабочих дней (хотя крайний срок составляет 6 месяцев с даты подачи документов). Для подобного ускорения необходимо заполнить отдельную форму и оплатить дополнительную пошлину в размере 200 EUR.

Срок действия товарного знака в Германии


Срок действия товарного знака начинается с даты подачи заявки и заканчивается через 10 лет, в последний день месяца, совпадающего с месяцем подачи заявки. Можно подать заявление о продлении товарного знака еще 10 лет, оплатив соответствующие пошлины. При этом можно на этом этапе ограничить перечень товаров/услуг, для которых знак продлевает свое действие. Для этого есть специальная форма W 7412.

Досрочное прекращение товарного знака


В России правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно, если правообладатель не использует его в том виде, в котором он был зарегистрирован, на протяжении трех лет. В Германии сроки другие: пять лет, после которых любое заинтересованное лицо может инициировать процедуру аннулирования.

Регистрация товарного знака в Германии имеет определенные особенности. Чтобы получить правовую охрану Вашего обозначения в немецком ведомстве и избежать распространенных ошибок, Вы можете обратиться в нашу компанию: мы имеем огромный опыт успешной регистрации интеллектуальной собственности за рубежом, в том числе, в Германии. Оставьте нам свои контактные данные, и мы обязательно свяжемся с Вами в ближайшее время и ответим на все  интересующие Вас вопросы.

Вернуться в раздел «Товарные знаки»