Регистрация эмблемы некоммерческой организации (НКО)

Регистрация эмблемы некоммерческой организации (НКО)

Товарные знаки

Эмблему в России можно зарегистрировать в качестве товарного знака. Под товарным знаком, согласно Гражданскому кодексу РФ, понимается некое обозначение, которое юридическое лицо или предприниматель используют для индивидуализации своих товаров и услуг среди однородных товаров и услуг других лиц. В качестве товарного знака можно зарегистрировать как логотип ( «эмблему» – комбинацию слов и картинки), так и отдельно слова, картинки, объемные фигуры и даже цвета.

Получение правовой охраны для товарного знака начинается с подачи заявки на регистрацию в российское ведомство и оплаты необходимых пошлин. Вы можете подать заявку либо самостоятельно, либо через представителей – патентных поверенных (специалистов, обладающих достаточным опытом регистраций, необходимыми знаниями и аккредитованных государством). По заявке сначала проводится так называемая формальная экспертиза, а затем – экспертиза по существу.

Основные требования, на соответствие котором «по существу» проверяется Ваш товарный знак, следующие: заявляемое обозначение не должно вводить потребителя в заблуждение, должно обладать различительной способностью, не представлять собой общеупотребимые термины, не должно противоречить морали и нравственности и не может повторять или походить на товарные знаки, зарегистрированные или заявленные с более ранней датой на имя других лиц.

Если эксперт находит проблемы с регистрацией, он выносит предварительный отказ; на ответ Вам дается полгода. Если же препятствий к регистрации не обнаружено, или они устранены по итогам ответа на предварительный отказ, то выносится решение о регистрации, и при оплате пошлины знак регистрируется, а правообладателю выдается свидетельство. Весь процесс занимает около 8-12 месяцев по стандартной процедуре и около 2-3 месяцев – по ускоренной.

Может ли некоммерческая организация быть правообладателем товарного знака?


Многие задаются вопросом: может ли, вообще, некоммерческая организация быть правообладателем товарного знака? Ведь товарный знак – это обозначение, которое используется при осуществлении коммерческой деятельности, с целью извлечения прибыли, которым маркируются товары и индивидуализируются услуги. В то время как производство товаров и извлечение прибыли в цели создания некоммерческой организации, по общему правилу, не входят. НКО создаются, прежде всего, для достижения благотворительных, социальных, образовательных, культурных или научных целей, но не для производства продукции или оказания услуг.

Обратимся к применимым положениям законодательства. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 1478 – «Обладатель исключительного права на товарный знак»), обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Ничего не сказано о том, должно ли такое юридическое лицо быть обязательно коммерческим, или допускается обладание правами на товарный знак и некоммерческой организацией.

Отсутствие прямого запрета, а также содержание остальных положений ГК РФ, как и судебная практика, показывают, что некоммерческие организации могут регистрировать товарные знаки на свое имя и все чаще это делают. Поэтому никаких проблем, связанных с тем, что заявитель по заявке на регистрацию товарного знака – некоммерческая организация, не возникает.

Зачем нужна регистрация товарного знака на НКО?


Разобравшись с тем, можно ли зарегистрировать товарный знак на НКО, необходимо прояснить, зачем НКО, в принципе, регистрируют товарные знаки.

Регистрация эмблемы в качестве товарного знака преследует две основные цели. Первая - возможность самостоятельно, свободно и на свое усмотрение использовать зарегистрированное обозначение, не опасаясь получить претензию от другого лица из-за нарушения его прав. Вторая цель – пресечение недобросовестного использования зарегистрированного товарного знака без согласия правообладателя, недопущение «смешения» и незаконного использования собственной репутации кем-либо еще.

Некоммерческие организации, помимо своей основной (некоммерческой) деятельности вправе заниматься предпринимательской деятельностью, если она способствует достижению целей НКО. Это может быть деятельность по изданию соответствующих рекламных материалов, печатных изданий, газет и журналов, книг, печатной продукции, просветительские, образовательные услуги и др. Это может быть и строительство, реконструкция зданий, предметов искусства, управление благотворительным фондом и многое другое.

Чтобы создать у потребителя определенные ассоциации, выделить себя среди остальных лиц и организаций, повысить узнаваемость, эффективнее осуществлять свою деятельность, вовлекая в достижение поставленных целей все большее количество людей, НКО разрабатывают и, соответственно, регистрируют различные обозначения в качестве товарных знаков.

Регистрация эмблемы на имя некоммерческой организации обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать при подаче заявки и в течение всего ее рассмотрения. Чтобы избежать ошибок из-за недостатка знаний или опыта в сфере интеллектуальной собственности, мы всегда рекомендуем обращаться к профессионалам. Заполните, пожалуйста, форму обратной связи, и мы обязательно проконсультируем Вас по вопросам получения, осуществления и защиты прав на Ваш товарный знак!

Интересует защита прав на товарный знак?

Ирина Михальченко
Ирина Михальченко
  • Ведущий эксперт
  • Патентный поверенный РФ № 1027

Вернуться в раздел «Товарные знаки»