Товарный знак, фирменное наименование и другие средства индивидуализации бизнеса. Особенности их использования.

Товарный знак, фирменное наименование и другие средства индивидуализации бизнеса. Особенности их использования.

Товарные знаки

Каждая компания, стараясь выделиться в современной остро конкурентной среде, использует в своей деятельности различные маркетинговые обозначения – фирменное наименование, коммерческие обозначения, товарные знаки и пр. Цель такого использования – ярко выразить отдельную компанию и результаты ее деятельности. Подобные обозначения в соответствии с ГК РФ относятся к средствам индивидуализации.

Средства индивидуализации

Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно

Фирменное наименование

Фирменное наименование – это обозначение, под которым юридические лица осуществляют свою деятельность (выступают в гражданском обороте). Как правило, именно это средство индивидуализации появляется у компании в первую очередь.

Любое фирменное наименование включает две части – организационно-правовую форму и название (наименование) компании. Допускается сокращенное фирменное наименование на русском языке.

Пример: Полное фирменное наименование - Общество с ограниченной ответственностью «Руль и колеса».
Сокращенное фирменное наименование – ООО «Руль и колеса».

Кроме того, можно иметь фирменное наименование (как полное, так и сокращенное) на языках народов РФ или иностранных языках.

- Фирменное наименование закрепляется в Уставе и включается в государственный реестр юридических лиц при регистрации юридического лица.

- Регистрация фирменного наименования происходит одновременно с регистрацией юридического лица в налоговых органах. Отдельной процедуры регистрации не требуется.

- Налоговые органы не проверяют фирменное наименование на уникальность (возможно существование тождественных наименований).

- Право на данное средство индивидуализации прекращается в момент ликвидации юридического лица или официальной смены фирменного наименования.

Коммерческое обозначение

Коммерческое обозначение – обозначение, не являющееся фирменным наименованием и используемое для индивидуализации (выделения) торговых, промышленных и иных предприятий.

Пример: Коммерческое обозначение – Автомастерская «Руль и колеса».

Владельцами коммерческого обозначения могут быть юридические лица, ведущие предпринимательскую деятельность, и индивидуальные предприниматели.

- Коммерческое обозначение не включается в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

- Регистрация коммерческого обозначения не требуется.

- Исключительное право на коммерческое обозначение возникает с момента его фактического использования.

- Исключительное право прекращается, если владелец не использует коммерческое обозначение непрерывно в течение года.

Как подтвердить свое право на коммерческое обозначение, если какая-либо регистрация отсутствует? Желательно иметь документальное подтверждение факта начала применения коммерческого обозначения. Имея такие документы, доказать свои права в случае возникновения спора будет значительно легче.

Не любое название или вывеска, используемые без какой-либо регистрации, будут считаться коммерческим обозначением. Подобное обозначение должно иметь достаточную различительную способность выделять предприятие (магазин, автомастерскую, парикмахерскую и т.п.) среди общей массы похожих. Также коммерческое обозначение должно быть известно в рамках определенной территории.

Товарный знак

Товарный знак (знак обслуживания) – обозначение, используемое для индивидуализации (выделения) товаров, работ или услуг. Товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, трехмерными, звуковыми, комбинированными и т.п.

Пример: словесный товарный знак – Руль и колеса,
изобразительный товарный знак – стилизованное (фантазийное) изображение руля и колес,
комбинированный товарный знак – стилизованное изображение + словесный элемент «Руль и колеса».

Главное требование к товарному знаку – его уникальность.

Владельцами товарного знака могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

- Регистрация товарного знака осуществляется в Роспатенте.

- Исключительное право возникает после внесения товарного знака в государственный реестр товарных знаков.

- Исключительное право прекращается по истечении срока регистрации (через 10 лет с даты подачи заявки, но может быть продлено еще на 10 лет, число продлений не ограничено), либо в случае досрочного прекращения правовой охраны.

- Владелец товарного знака может передать право использования знака по лицензионному договору (аренда знака), либо уступить знак другому лицу полностью или частично (продажа знака).

Обратите внимание:

  • монополия на товарный знак распространяется на те товары и услуги, для которых состоялась регистрация фирменного наименования,
  • одна компания может иметь несколько товарных знаков, в том числе в разном цветовом исполнении, на разных языках и т.п.,
  • знак охраняется в том виде, в котором он зарегистрирован,
  • в случае нарушения своих прав владелец товарного знака может потребовать выплаты компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 руб., либо в двукратной стоимости контрафакта (товаров, на которых незаконно размещен товарный знак), или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака.

Наименование места происхождения товара

Наименование места происхождения товара (НМПТ) – обозначение, используемое для индивидуализации товара с особыми свойствами, которые связаны с природными условиями или человеческим фактором, характерными для определенной местности.

НМПТ – это всегда обозначение, тесно связанное с конкретной местностью, географическое указание. Данное обозначение может состоять, как исключительно из указания территории, так и включать название товара.

Пример: «Городецкая роспись», «Вологодское масло», «Кисловодский фарфор», «Хохлома».

Правообладатель НМПТ - производитель соответствующего товара. При этом НМПТ может принадлежать сразу нескольким лицам, производящим аналогичный товар на одной территории.

- НМПТ подлежит государственной регистрации в Роспатенте.

- Исключительное право возникает после внесения в государственный реестр наименований места происхождения товара.

- Исключительное право на само НМПТ прекращается в случае исчезновения характерных для данного географического объекта условий и невозможности производить товар, обладающий особыми свойствами.

- Срок действия свидетельства на НМПТ – 10 лет, также с возможностью продления.

- Распоряжение исключительным правом на НМПТ не допускается (в отношении этого средства индивидуализации нельзя заключать лицензионные договоры или договоры отчуждения).

Одна компания может иметь одновременно все или несколько средств индивидуализации, которые нередко тесно переплетаются друг с другом – входят одно в другое.

  • Коммерческое обозначение может включать элементы фирменного наименования и товарного знака.

  • Товарный знак может содержать, как коммерческое обозначение (его отдельные элементы), так и фирменное наименование (его часть).
  • Владелец НМПТ может включить это наименование в состав своего товарного знака.

Какое средство индивидуализации самое «сильное»?

Традиционно таким средством индивидуализации считается товарный знак, поскольку:

  • должен соответствовать жестким требованиям, установленным ГК РФ, в части его различительной способности,
  • подлежит специальной государственной регистрации,
  • имеет более широкую охрану, по сравнению с другими средствами индивидуализации.

Товарный знак – это всегда уникальное обозначение, которое охраняется на территории всего государства (в случае международной регистрации – на территории нескольких государств). В то время как существование похожих и даже аналогичных фирменных наименований и коммерческих обозначений (названий ресторанов, магазинов, салонов красоты и других предприятий) довольно распространено. В связи с этим защита данных средств индивидуализации уже, чем товарных знаков.

Именно поэтому важно не откладывать государственную регистрацию в качестве товарных знаков логотипов, слоганов и иных обозначений, используемых компанией для индивидуализации (выделения) своих товаров, работ и услуг.

Регистрация товарного знака в РФ
  • Полное сопровождение
  • Экономия от 10 000 руб на пошлинах
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Подробнее

Столкновение средств индивидуализации

Столкновения сходных (похожих) средств индивидуализации происходят все чаще. Безусловно, часть таких конфликтов возникает непреднамеренно. Вместе с тем, значительный объем занимают споры, в которых одна из сторон намеренно использует чужие средства индивидуализации, пытаясь повысить свои конкурентные преимущества.

Законодательство запрещает использовать обозначения, сходные до степени смешения с другими средствами индивидуализации для однородных товаров и услуг, если в результате такого использования существует риск возникновения у потребителя путаницы (смешения) товаров, работ, услуг и предприятий конкурентов.

В случае спора действует общее правило – приоритет имеет то средство индивидуализации, право на которое возникло раньше (принцип старшинства прав). Однако в каждой ситуации есть свои особенности, в связи с чем при возникновении конфликтной ситуации необходимо обратиться к специалистам по защите средств индивидуализации.

При доказывании своих прав на то или иное обозначение, Вы должны быть уверены, что Ваши средства индивидуализации соответствуют требованиям законодательства, а права на них оформлены должным образом.


Интересует защита прав на товарный знак?

Анна Атякшина
Регистрация товарного знака в РФ
  • Полное сопровождение
  • Экономия от 10 000 руб на пошлинах
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Подробнее

Похожие статьи

  • Товарные знаки

    Что нужно для регистрации товарного знака?

    Каждый товар должен иметь свой логотип, этикетку, уникальное название, по которым покупатели будут его узнавать. Чтобы потребители не путали ваш товар с продукцией конкурентов, нужно зарегистрировать товарный знак (ТЗ). Он будет индивидуален, и другие предприниматели не смогут использовать его в своей деятельности.

  • Товарные знаки

    Как зарегистрировать товарный знак самостоятельно в 2023 году: пошаговая инструкция

    Процесс регистрации товарного знака в Роспатенте строго регламентирован. В этой статье рассмотрим, как самостоятельно проверить обозначение на уникальность, оформить заявку и сопутствующий пакет документов в соответствии с требованиями патентного ведомства, как правильно подать заявление, какие внутренние процедуры проходит документация, а также расскажем о дополнительных возможностях зарегистрировать торговую марку в более короткие сроки.

  • Товарные знаки

    Регистрация товарного знака в 2023 году

    Ежегодное увеличение числа заявок на регистрацию товарных знаков свидетельствует о росте деловой активности в стране и демонстрирует зрелость сложившейся системы защиты объектов интеллектуальной собственности. В связи с этим Государственной Думой принят ряд изменений в часть четвертую Гражданского кодекса РФ.

  • Товарные знаки

    Исключительное право на товарный знак — инструмент бизнеса в борьбе за рынок

    Представим гипотетическую ситуацию: вы создали уникальный товар, придумали название и разработали дизайн, нашли инвестиции и запустили производство. И бизнес пошел в гору…

  • Товарные знаки

    Товарный знак

    Товарный знак — это объект интеллектуальной собственности. Законодательство предъявляет к нему ряд требований. Чтобы пройти регистрацию, товарный знак должен иметь различительную способность.

  • Товарные знаки

    Как зарегистрировать товарный знак за рубежом

    Расскажем, как регистрируют товарные знаки в странах СНГ, Африки, Евросоюза и других государствах, сколько времени занимает процесс и во сколько обходится регистрация.

Вернуться в раздел «Товарные знаки»