Вопросы регистрации наименования места происхождения товара (НМПТ)

Вопросы регистрации наименования места происхождения товара (НМПТ)

Товарные знаки

Интерес предпринимателей к такому средству индивидуализации как наименование места происхождения товара, во многом вызван тем, что подобные наименования используются для уникальных товаров, обладающих особыми, редкими качествами. Уже само наличие такого наименования говорит об исключительных свойствах изделия.

Безусловно, известные и используемые сегодня НМПТ обращают на себя дополнительное внимание потребителей, и играют положительную роль при выборе среди аналогичной продукции. Яркие примеры этого - «Ростовская финифть», «Павло-пасадские платки», «Палех».

Следует иметь в виду, что основанием для предоставления данному средству индивидуализации правовой охраны является его государственной регистрации. Лицо, на чье имя состоится регистрация, получает исключительное право, что подтверждается свидетельством Роспатента.

Вместе с тем, может возникнуть вполне закономерный вопрос – есть ли острая необходимость в регистрации, учитывая, что право на одно и тоже НМПТ может принадлежать сразу нескольким лицам?

- Владелец свидетельства сможет запретить всем другим лицам, не получившим свидетельство, использовать подобное наименование, даже, если производитель находится на этой территории.

- Кроме того, владелец НМПТ вправе потребовать от нарушителя прекратить незаконное использование наименования, удалить его с товаров, этикеток, упаковок, если такое удаление невозможно – уничтожить продукцию, этикетки, и упаковки, а также возместить убытки, которые были причинены подобным незаконным использованием НМПТ.

- В случае отсутствия необходимой охраны, НМПТ может войти во всеобщее употребление. Примеры таких названий - жигулевское пиво, полтавская колбаса. Соответственно, подобное наименование перестанет ассоциироваться у потребителя с отличительными конкурентными характеристиками товара.

Для доведения до третьих лиц информации о праве на НМПТ, его владелец вправе применять предупредительную маркировку, указав рядом с НМПТ, что это обозначение зарегистрировано.

Каким образом происходит регистрация НМПТ?

Действия лиц, заинтересованных в получении прав на НМПТ, зависят от того состоялась ли «первичная регистрация» этого объекта или нет. Если НМПТ до этого момента еще не было зарегистрировано, то перед заявителем встает задача проведения такой «первичной регистрации».

В случаях, когда НМПТ уже внесено в реестр Роспатента (т.е. регистрация имела место), заинтересованному лицу необходимо подать заявление о предоставлении исключительного права.

Процедуру регистрации можно разделить на следующие этапы:
• подача заявочных материалов,
• прохождение формальной экспертизы,
• прохождение экспертизы по существу,
• непосредственно регистрация НМПТ путем внесения в реестр,
• выдача документа, подтверждающего право использования НМПТ (свидетельства).

Что включает заявка на НМПТ?

Помимо заявления о регистрации и самого НМПТ, обязательно перечисляется товар, и его отличительные характеристики. Кроме этого указывается географический объект (его границы) и факторы, оказывающие влияние на особые свойства продукции. Важный документ для регистрации НМПТ - заключение, выдаваемое уполномоченным органом и подтверждающее производство заявителем товара с особыми характеристиками в рамках указанного региона.

Заявитель должен отвечать на запросы экспертизы в строго установленные сроки, иначе он может потерять свою заявку.

Как быть, если после регистрации изменились данные владельца НМПТ?

В подобной ситуации владелец свидетельства должен в обязательном порядке проинформировать Роспатент с целью внесения изменений в реестр наименований.

Имеет ли Ваша компания опыт регистрации НМПТ?

Да, наши специалисты имеют подобный опыт. Например, нами было зарегистрировано наименование известной минеральной воды «Джермук».


Регистрация наименования места происхождения товаров


Вернуться в раздел «Товарные знаки»