Реестры товарных знаков

Реестры товарных знаков

Товарные знаки

Что такое реестр товарных знаков?


Товарный знак – обозначение (слово, словосочетание, изображение, логотип и др.), которое служит для индивидуализации товаров и услуг одних производителей и поставщиков по отношению к товарам и услугам других производителей. Товарные знаки в Российской Федерации подлежат регистрации, и правовую охрану они получают только после того, как заявка на товарный знак подана в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент), по ней проведена экспертиза, и при отсутствии оснований для отказа знак зарегистрирован и включен в реестр.

Соответственно, информация обо всех зарегистрированных товарных знаках, а также поданных заявках размещается в открытых реестрах, в которых можно найти информацию по запросу. В некоторых реестрах можно проводить поиск только по номерам зарегистрированных знаков или заявленных на регистрацию обозначений, в остальных – отбирать знаки по иным критериям: словесным элементам, правообладателям и заявителям, классам МКТУ и др.

Какие бывают реестры товарных знаков?


Реестры товарных знаков могут быть официальными (которые ведутся непосредственно государственными регистрирующими органами) и неофициальными (которые составлены частными компаниями, как правило, с целью извлечения прибыли и с предоставлением ограниченного платного доступа). Хотя, как правило, под «реестром товарных знаков» понимается именно официальная база данных на сайте соответствующего ведомства по патентам и товарным знакам.

Далее, реестры могут быть национальными и международными. Эта классификация основана на территориальном принципе охраны товарного знака: знак действует только там, где он зарегистрирован. При национальной процедуре регистрации заявка подается непосредственно в национальное патентное ведомство, ей присваивается «национальный» номер, по которому можно найти информацию, опять же, в национальном реестре. Такой национальный реестр есть у ведомства в каждой стране.

Международные реестры – это, в первую очередь, реестр ВОИС (Всемирной организации интеллектуальной собственности), в котором отражается информация о международных регистрациях и международных заявках по Мадридской системе (по Мадридскому соглашению и Протоколу, Россия – одна из стран-участниц этих конвенций). И, например, база данных Европейского патентного ведомства (в силу существования так называемых знаков Европейского Союза, как особо вида регистраций в рамках наднационального межосударственного образования).

Реестр товарных знаков Роспатента


Наиболее популярным (по очевидным причинам) в России является открытый реестр товарных знаков Роспатента: http://www1.fips.ru/wps/portal/Registers/

По указанной ссылке пользователям доступны несколько баз данных:

  • Реестр товарных знаков и знаков обслуживания
  • Реестр общеизвестных товарных знаков
  • Реестр международных товарных знаков, по которым есть сведения о зарегистрированных на территории РФ договорах
  • Реестр заявок на регистрацию товарного знака и знака обслуживания
  • Реестр заявлений о государственной регистрации распоряжения исключительным правом по договору и заявлений о государственной регистрации перехода права без договора

Вы можете найти информацию о конкретном обозначении по его регистрационному номеру. Для этого при переходе на страницу нужного Вам реестра Вам необходимо ввести номер регистрационного документа (номер свидетельства на товарный знак или номер поданной в Роспатент заявки; номер общеизвестного товарного знака; номер поданного на регистрацию договора отчуждения или предоставления права пользования (лицензионного договора)).

Номер вводится в специальное «окошко». Обратите внимание, что какие-либо дополнительные цифры, буквы, лишние нули и прочие символы не допускаются: документ в большинстве случаев просто не будет найден.

Если документ найден, Вы увидите достаточно подробную информацию о знаке:

  • актуальный статус товарного знака в цвете (зеленый – действует; красный – срок действия истек; черный – прекратил свое действие)
  • номер государственной регистрации
  • дата государственной регистрации и дата публикации
  • номер заявки
  • приоритет и дата подачи заявки
  • дата истечения срока действия прав на товарный знак
  • изображение товарного знака
  • цветовое сочетание
  • неохраняемые элементы
  • информация о правообладателе (полное наименование, юридический адрес)
  • информация о представителе правообладателя (при наличии)
  • полный перечень товаров и услуг, для которых знак зарегистрирован
  • информация о продлении товарного знака (если осуществлялось)
  • информация о внесенных изменениях (если менялось наименование или адрес правообладателя, сам знак и т.п.)
  • информация о сокращении перечня товаров и услуг (если осуществлялось)
  • информация о зарегистрированных договорах в отношении товарного знака (договоры отчуждения, лицензионные договоры)
  • информация о прекращении правовой охраны товарного знака (если знак больше не действует)

Эта информация находится в свободном доступе, к ней может получить доступ абсолютное любое лицо.

Международный реестр ВОИС


Всемирная организация интеллектуальной собственности ведет свой реестр, в котором отражается информация о международных регистрациях, то есть регистрациях товарных знаков по Мадридской системе. Мадридская система позволяет получить охрану для Вашего бренда в нескольких (или многих) зарубежных странах одновременно, подав всего одну (международную) заявку через свое национальное патентное ведомство. Система образована Соглашением о международной регистрации знаков 1891 г. и Мадридским протоколом к нему от 1989 г. В систему входят более девяноста государств, включая Россию.

Электронный реестр не так давно был модифицирован: из реестр «Romarin» он «превратился» в более удобный и оперативный «Madrid Monitor»: http://www.wipo.int/madrid/monitor/en/.

Реестр ВОИС позволяет проводить «упрощенный» поиск (simple search) по номеру регистрации, а также по словесным элементам знаков, классам МКТУ, странам. В одной строке поиска можно указывать сразу несколько поисковых запросов.

«Продвинутый» поиск (advanced search) позволяет вводить в конкретные поля номер международной регистрации, номер базовой национальной регистрации (на основе которой подана международная), слово или словосочетание, присутствующее в знаке. Он также позволяет искать регистрации по правообладателю или даже представителю, по дате регистрации и дате истечения срока действия. Можно также искать по классам МКТУ (Международной классификации товаров и услуг), по конкретным позициям перечня. Наконец, можно сделать сортировку по странам – по стране национальной регистрации и по любой стране, для которой была подана международная заявка.

Итак, когда искомый знак обнаружен, открывается подробная информация о нем, рассортированная по вкладкам: полная информация (Full details), «резюме» (Summary), данные по каждой стране по отдельности (By Office), так называемый «статус в реальном времени» (Real-time Status), отдельная вкладка с документами из каждого национального ведомства и ВОИС в формате PDF (Documents).

Информация, которую можно найти в Madrid Monitor, похожа на ту, которую размещают в российском реестре Роспатента (это логично, учитывая, что все товарные знаки в мире обладают одинаковыми характеристиками при регистрации, и в каждой заявке есть обязательный список «полей для заполнения», который более-менее одинаков в каждом государстве).

Как правило, реестром пользуются или патентные поверенные в своей работе, или же предприниматели и компании, которые хотят проанализировать возможности регистрации собственного обозначения. Чтобы наиболее эффективно пользоваться реестрами товарных знаков, необходим некоторый опыт и навыки поиска узкоспециализированной информации. Поэтому мы будем рады предложить Вам консультацию в области проверки и регистрации Вашего бренда, включая поиски по всем необходимым Вам реестрам. Свяжитесь с нами любым удобным для Вас способом, оставьте свои контактные данные, и мы обязательно ответим на все интересующие Вас вопросы!

Интересует защита прав на товарный знак?

Анна Атякшина
Похожие статьи
  • Товарные знаки
    Регистрации товарного знака: преимущества, обязанности, риски

    Для любого современного обывателя стало привычным изобилие различных магазинов, начиная с продуктовых и заканчивая ювелирными. Но не все знают, что практически за каждой вывеской кроется товарный знак.

  • Товарные знаки
    Как разработчику защитить авторское право на ПО

    Юристы знают, как защитить авторские права при написании книги, картины, создании фотографий или видеоконтента. Доказать авторство можно с помощью исходника, холста, рукописи. Но как быть, если вы являетесь разработчиком ПО или базы данных? Ведь в этом случае могут возникнуть сомнения, кому принадлежат права на программу, как передать их другому лицу. И самый главный вопрос - как обеспечить защиту собственных прав, предотвратить незаконное использование и копирование объектов интеллектуальной собственности.

  • Товарные знаки
    Виды товарных знаков

    Ежегодно в России подается около пятидесяти тысяч заявок на регистрацию различных видов и типов товарных знаков. Их количество в нашей стране уже почти перешагнуло за отметку в полмиллиона. Выделить свой товар или услугу на рынке, а именно для этого и разрабатываются товарные знаки, можно по-разному. Какие же виды обозначений сегодня существуют и насколько сложно найти действительно оригинальное название для своей продукции?

  • Товарные знаки
    Регистрация логотипа в РФ — как запатентовать логотип и название в Роспатенте и сколько стоит патентование бренда в Москве

    Одна компания из Иркутска производила и продавала безалкогольные напитки под запатентованным брендом. Через некоторое время другая фирма под Краснодаром наладила производство и продажу безалкогольных напитков с таким же названием.


  • Товарные знаки
    Что такое реестр отечественного ПО?

    Импортозамещение – ключевой термин текущей (громкое слово, зажмите уши) исторической эпохи в России. Мы заменяем иностранные лекарства, иностранное зерно и – иностранное программное обеспечение.

  • Товарные знаки
    Создание охраноспособного товарного знака

    Товарные знаки стали важным аспектом современного бизнеса, средством выделения товаров, услуг. Узнаваемое обозначение делает товар узнаваемой у потребителей, облегчает выбор.

  • Товарные знаки
    Что такое предупредительная маркировка?

    Стали владельцем зарегистрированного товарного знака и хотите, чтобы об этом знали Ваши конкуренты и покупатели товара? В этом случае Вы можете использовать предупредительную маркировку или иными словами «знак охраны товарного знака».

  • Товарные знаки
    Регистрация аббревиатуры в качестве товарного знака

    Многие компании и предприниматели, выбирая обозначение для регистрации в качестве товарного знака, задумываются о получении правовой охраны для аббревиатуры – то есть сокращенного наименования, как правило, состоящего из первых букв слов в названии компании.

Вернуться в раздел «Товарные знаки»