Исключительное право на товарный знак — инструмент бизнеса в борьбе за рынок

Исключительное право на товарный знак — инструмент бизнеса в борьбе за рынок

Товарные знаки

Представим гипотетическую ситуацию: вы создали уникальный товар, придумали название и разработали дизайн, нашли инвестиции и запустили производство. И бизнес пошел в гору…

Но через некоторое время вдруг видите в социальных сетях или новостях аналогичную продукцию с похожим дизайном и даже названием, которую продает ваш бывший сотрудник, укравший идею.

Как доказать, что это именно ваша разработка? Это возможно только в том случае, если вы официально зарегистрировали свой товарный знак, и он охраняется законом. Тогда только у вашего бизнеса будет исключительное право распоряжаться результатами вашей интеллектуальной деятельности.

Статистика

А теперь заглянем в статистику: по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, в 2021 году было подано 17,2 млн заявок на регистрацию товарных знаков. Рост по сравнению с прошлым отчетным периодом составил 13,7 %.

Разработка товарного знака

В России Роспатент только за первое полугодие 2022 года получил 39 505 обращений от российских и иностранных заявителей. По сравнению с прошлым годом показатель вырос на 10,2 %.

Рост количества регистраций товарных знаков

Количество регистраций растет год от года, что создает огромную конкуренцию на всех рынках. Вот почему так важна индивидуализация в борьбе за покупателей и продвижение товарного знака. При этом у вас в руках должны быть все законные инструменты для защиты своего исключительного права.

Разбираемся в понятиях

Исключительное право можно оформить на товарный знак, полезную модель, изобретения, промышленные образцы. Также существуют авторские и смежные права. Некоторые объекты авторского права принадлежат вам по умолчанию, и их не нужно регистрировать. Для изобретений документальное подтверждение в виде патента или свидетельства обязательно. В отдельных случаях автор сам решает, регистрировать результат своей интеллектуальной деятельности или нет.

Можно не регистрировать

Нужно регистрировать

По желанию автора

Объекты авторского права:

литературные, музыкальные, научные, хореографические и другие произведения

(в соответствии со ст.1259 ГК РФ)

Товарные знаки

Промышленные образцы, полезные модели, изобретения

Селекционные сорта растений

Фирменные наименования

(в соответствии со ст.1232 ГК РФ)

Базы данных

Компьютерные программы

Топологии интегральных микросхем

(в соответствии со ст.1232 ГК РФ)

В юридическом контексте есть только два термина: товарный знак и знак обслуживания. Но на практике и непосредственно в бизнес-процессах их часто называют торговая марка, бренд, логотип, слоган и другими схожими по смыслу определениями.

Какие признаки обязательны для товарного знака?

Заявки в Роспатент на регистрацию товарного знака

Есть два главных критерия:

  1. Различительная способность. Нельзя зарегистрировать общеупотребительное слово или словосочетание, которое характеризует товар (например, вкусный хлеб). Потому что ни у кого не может быть исключительного права на такие выражения. Нужно придумать что-то более оригинальное и подходящее для индивидуализации.
  2. Новизна. Нельзя оформить исключительное право на товарный знак, если он похож на уже существующий или целиком совпадает с ним. Но тут есть нюанс: если вы предлагаете товар совершенно другой категории и хотите для него зарегистрировать товарный знак, сходный с имеющимся, закон это не запрещает (например, «Ромашка» – зубная паста, и «Ромашка» – кафе). Главное, чтобы он не маскировался под знаменитый аналог и не создавал таким образом путаницы в голове у потребителей.

Какие виды товарных знаков можно регистрировать?

Под термин «товарный знак» попадают любые материальные/нематериальные значения или комбинации, в том числе запахи и звуки.

Вид

Описание

Пример

Словесные

Отдельные слова или словосочетания фирменным шрифтом

Написание названия Coca-Cola

Звуковые

Отдельная комбинация звуков

Фирменный рык льва Metro-Goldwyn-Mayer, музыкальная заставка радио «Маяк»

Изобразительные

Визуальные символы

Надкушенное яблоко Apple, логотип Chanel

Смешанные (комбинированные)

Слова + визуальные элементы

Уникальное написание и звездочка Mercedes-Benz, силуэт женщины и название бренда Wella

Иные

Не попадающие в остальные категории

Голографические, объемные, обонятельные и др. (в Австралии, например, спа-салон зарегистрировал запах лимонной травы)

Что не может быть товарным знаком?

Есть строгие ограничения. Нельзя использовать:

  • государственную символику (флаги, знаки, символы);
  • названия межправительственных и международных организаций (соответственно, и их символику);
  • общепринятые символы и обозначения, вошедшие в общее употребление;
  • сведения, которые могут ввести потребителя в заблуждение.

Рекомендуем Вам прочесть статью, где приведен иссчерпывающий список ошибок, которые можно избежать при регистрации товарного знака.

Что дает исключительное право?

Зарегистрировать на себя товарный знак могут индивидуальные предприниматели и юрлица. С 2023 года регистрировать знаки также смогут самозанятые.

В соответствии с ГК РФ после регистрации владелец получает исключительное право:

  • применять товарный знак любым способом, который не противоречит закону (размещать на упаковках, использовать в любой рекламе — от вывесок до объявлений в Сети, промоакциях и т. д.);
  • распоряжаться им по своему усмотрению (продавать, отчуждать, заключать лицензионный договор, использовать как залог для займов);
  • запрещать его использование третьими лицами (чтобы пресекать недобросовестные намерения конкурентов. Плюс нельзя будет зарегистрировать другой товарный знак, схожий с вашим до степени смешения.

По сути, вы получаете в руки мощный нематериальный актив, который будет под защитой специального подразделения Роспатента — Федерального института промышленной собственности. Исключительное право начинает действовать с момента регистрации товарного знака (знака обслуживания) в Роспатенте. Но распространяется оно только на товары, указанные в регистрационной заявке. Заявитель выбирает категории из Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Если вы планируете реализовывать широкую линейку товаров, придется регистрировать товарный знак для каждого класса продукции. И делать это нужно в каждой стране, где будете разворачивать свою деятельность.

Важно! Зарегистрированный товарный знак должен «работать», а не лежать мертвым грузом. Если на протяжении трех лет подряд он не используется и не выполняет никаких функций для бизнеса, то его действие возможно аннулировать досрочно. Это своеобразный «предохранитель», чтобы хитрые предприниматели не захватывали большое количество уникальных товарных знаков и не зарабатывали на продаже исключительных прав.

Как его узаконить?

Товарный знак

Процедура оформления исключительного права на товарный знак включает следующие шаги:

  1. Вы готовите заявку на регистрацию.
  2. Предоставляете обозначение товарного знака и описываете его в свободной форме.
  3. Готовите список услуг и товаров (классы МКТУ), для которых этот товарный знак будет использован.
  4. Оплачиваете пошлину за формальную экспертизу.
  5. Подаете комплект документов в Роспатент на бумажном носителе или в электронном виде, заверенный квалифицированной цифровой подписью.

Далее работу берет на себя Роспатент:

  1. Проводит формальную экспертизу. Проверяет, соответствуют ли все документы перечню и требованиям закона. На это отводится до 1 месяца.
  2. Проводит экспертизу по существу. Товарный знак проверяется на уникальность, чтобы исключить сходство с ранее зарегистрированными обозначениями, и на соответствие законодательству. Этот этап длится до 6 месяцев.
  3. Регистрирует товарный знак, если проверка прошла успешно, и выдает свидетельство. Вы, в свою очередь, оплачиваете отдельно пошлину за регистрацию и выдачу свидетельства и становитесь правообладателем. Ведомство также печатает соответствующие сведения в официальном бюллетене. Плюс еще 2 месяца.

Сколько действует?

Срок действия исключительного права на товарный знак ограничивается 10 годами. Однако можно продлевать его неограниченное количество раз. Правда, придется делать это через Роспатент, подав заявку на продление. Соответственно, и платить снова пошлину.

С виду процедура кажется простой, поэтому многие ошибочно думают, что без проблем с ней справятся самостоятельно. Вот только цена ошибки высока: одно нарушение — и сроки неизбежно затянутся из-за необходимости переоформления документов, придется платить повторно пошлину за каждую правку. А если из-за упущений вы получите отказ, то его обжалование тоже обойдется в круглую сумму.

Безопасность бизнеса слишком важна, чтобы рисковать при оформлении исключительного права на товарный знак. Поэтому стоит довериться профессиональному патентному поверенному, который возьмет на себя взаимодействие с Роспатентом на всех этапах. А вы в это время сможете сосредоточиться на стратегических и текущих деловых задачах вашего бизнеса.

Регистрация товарного знака
  • Полное сопровождение
  • Экономия 30% на пошлинах
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Подробнее

Специалисты компании PATENTUS занимаются вопросами защиты прав при регистрации товарного знака. Мы поможем грамотно подать заявку в Роспатент и получить положительное решение.

Интересует защита интеллектуальной собственности?

Римма Слемцева

Похожие статьи

Вернуться в раздел «Товарные знаки»