Тульский пряник, Вологодское масло, Воронежский хлеб – все эти названия включают указание на определенную местность, где производится соответствующий товар. Указанные обозначения – это ни что иное как наименования места происхождения товара (сокращенно НМПТ), занимающие особое место среди средств индивидуализации товаров.
Наименование места происхождения товара – обозначение, связанное с определенной местностью, и применяемое в названии продукции, обладающей уникальными качествами («Тульский пряник» - пряники, «Вологодское масло» - масло, «Воронежский хлеб» - хлеб).
Если сравнивать количество зарегистрированных торговых марок и НМПТ, то первое место, безусловно, займут товарные знаки. Вместе с тем, НМПТ не только выделяет товар среди массы однородной продукции, но нередко используется в наименовании товаров, имеющих особое значение для культуры нашей страны. Стоит отметить, что многие государства, проводят серьезную работу по защите своих географических указаний не только внутри страны, но и за ее пределами. Например, Франция отстаивает свои национальные права, на такие обозначения, как «шампанское», «коньяк».
При этом разные страны используют различный путь в части охраны наименований. Так, в России положения об НМПТ содержит Гражданский кодекс, в Германии законы о недобросовестной конкуренции, во Франции – декреты.
НМПТ и товарные знаки - что общего и в чем состоят отличия?
Оба этих объекта призваны выделить, индивидуализировать конкретный товар, помогая при этом, и производителям реализовать свою продукцию, и потребителям проголосовать рублем за конкретное изделие. Указанные обозначения не должны быть ложными и вводящими в заблуждение, поскольку зачастую покупатель делает свой выбор, опираясь именно на них.
Отметим и отличия между данными объектами:
• Товарный знак – воплощение фантазии автора (разработчика, дизайнера, неймера либо самого производителя товаров), в основе которой лежат определенные задачи и цели. НМПТ - обозначение, всегда ассоциируемое с определенной территорией. Указание в составе товарного знака на ту или иную территорию допускается, однако такой элемент знака будет признан неохраняемым (если не доказана его различительная способность).
• Право на НМПТ может принадлежать сразу нескольким лицам, у торговой марки всегда один владелец.
• Владелец охраняемой торговой марки вправе заключать договоры, связанные с распоряжением своим правом. Владелец НМПТ не имеет такой возможности.
• Срок регистрации торговой марки четко определен и составляется 10 лет. Указанный срок по желанию правообладателя может продляться неограниченное число раз. Регистрация НМПТ действует бессрочно, продление предусмотрено для свидетельства на этот объект.
• Обязательное условие регистрации торговой марки - наличие различительной способности, т.е. способности выделить товар в массе однородной продукции; для НМПТ возможность регистрации зависит от присутствия у товара особых качеств.
Обратите внимание, что наличие прав на НМПТ не препятствует производителю дополнительно маркировать эту продукцию товарным знаком. Таким образом, на одном и том же товаре могут находиться оба объекта.
Кроме того, владелец НМПТ может включить данное наименование в собственную торговую марку, но без самостоятельной охраны. Однако, уступка такого знака возможна только лицу, также обладающему правом на это наименование. Принимая во внимание, что распоряжение правом на подобный товарный знак будет несколько ограничено, рекомендуем регистрировать данные объекты отдельно.
Для максимальной защиты помимо самостоятельных регистраций торговой марки и наименования, правообладатель может зарегистрировать комбинированный товарный знак, включающий и торговую марку и наименование.
Регистрация наименования места происхождения товаров