НМПТ и товарные знаки

НМПТ и товарные знаки

Товарные знаки

Тульский пряник, Вологодское масло, Воронежский хлеб – все эти названия включают указание на определенную местность, где производится соответствующий товар. Указанные обозначения – это ни что иное как наименования места происхождения товара (сокращенно НМПТ), занимающие особое место среди средств индивидуализации товаров.

Наименование места происхождения товара – обозначение, связанное с определенной местностью, и применяемое в названии продукции, обладающей уникальными качествами («Тульский пряник» - пряники, «Вологодское масло» - масло, «Воронежский хлеб» - хлеб).

Если сравнивать количество зарегистрированных торговых марок и НМПТ, то первое место, безусловно, займут товарные знаки. Вместе с тем, НМПТ не только выделяет товар среди массы однородной продукции, но нередко используется в наименовании товаров, имеющих особое значение для культуры нашей страны. Стоит отметить, что многие государства, проводят серьезную работу по защите своих географических указаний не только внутри страны, но и за ее пределами. Например, Франция отстаивает свои национальные права, на такие обозначения, как «шампанское», «коньяк».

При этом разные страны используют различный путь в части охраны наименований. Так, в России положения об НМПТ содержит Гражданский кодекс, в Германии законы о недобросовестной конкуренции, во Франции – декреты.

НМПТ и товарные знаки - что общего и в чем состоят отличия?

Оба этих объекта призваны выделить, индивидуализировать конкретный товар, помогая при этом, и производителям реализовать свою продукцию, и потребителям проголосовать рублем за конкретное изделие. Указанные обозначения не должны быть ложными и вводящими в заблуждение, поскольку зачастую покупатель делает свой выбор, опираясь именно на них.

Отметим и отличия между данными объектами:

• Товарный знак – воплощение фантазии автора (разработчика, дизайнера, неймера либо самого производителя товаров), в основе которой лежат определенные задачи и цели. НМПТ - обозначение, всегда ассоциируемое с определенной территорией. Указание в составе товарного знака на ту или иную территорию допускается, однако такой элемент знака будет признан неохраняемым (если не доказана его различительная способность).

• Право на НМПТ может принадлежать сразу нескольким лицам, у торговой марки всегда один владелец.

• Владелец охраняемой торговой марки вправе заключать договоры, связанные с распоряжением своим правом. Владелец НМПТ не имеет такой возможности.

• Срок регистрации торговой марки четко определен и составляется 10 лет. Указанный срок по желанию правообладателя может продляться неограниченное число раз. Регистрация НМПТ действует бессрочно, продление предусмотрено для свидетельства на этот объект.

• Обязательное условие регистрации торговой марки - наличие различительной способности, т.е. способности выделить товар в массе однородной продукции; для НМПТ возможность регистрации зависит от присутствия у товара особых качеств.

Обратите внимание, что наличие прав на НМПТ не препятствует производителю дополнительно маркировать эту продукцию товарным знаком. Таким образом, на одном и том же товаре могут находиться оба объекта.

Кроме того, владелец НМПТ может включить данное наименование в собственную торговую марку, но без самостоятельной охраны. Однако, уступка такого знака возможна только лицу, также обладающему правом на это наименование. Принимая во внимание, что распоряжение правом на подобный товарный знак будет несколько ограничено, рекомендуем регистрировать данные объекты отдельно.

Для максимальной защиты помимо самостоятельных регистраций торговой марки и наименования, правообладатель может зарегистрировать комбинированный товарный знак, включающий и торговую марку и наименование.


Регистрация наименования места происхождения товаров


Похожие статьи
  • Товарные знаки
    Как зарегистрировать товарный знак в 2025 году

    Регистрация товарного знака всегда представляла сложность не только для обывателей, но и для профессионалов. Мало кому удавалось с первого раза зарегистрировать знак. В этой статье мы раскроем поэтапно каждый шаг данного процесса.

  • Товарные знаки
    Интеллектуальная собственность для производителей мебели: защита дизайна, бренда и технологий

    В условиях современного рынка, где конкурентная борьба становится все более ожесточенной, защита интеллектуальной собственности (ИС) приобретает особое значение для производителей мебели и мебельных фабрик.

  • Товарные знаки
    Регистрация товарного знака в Евросоюзе

    Если Вы занимаетесь реализацией своих товаров и услуг в Европейском союзе, желательно обеспечить там правовую охрану для Вашего бренда, то есть зарегистрировать товарный знак.

  • Товарные знаки
    Регистрация товарного знака за рубежом

    Многие российские предприниматели, помимо завоевания российского рынка, планируют развитие своего бизнеса на международной арене и стремятся к популярности своих товаров и услуг у потребителей в зарубежных странах. Собственный запоминающийся бренд, марка, логотип, слоган, которые с юридической точки зрения правильно называть одним словом – «товарный знак», – одно из первых, приоритетных условий подобной популярности. Оригинальная торговая марка – это нечто, выделяющее (индивидуализирующее) в глазах потребителя продукцию одного производителя или поставщика услуг из всей остальной массы присутствующих на рынке опций.

  • Товарные знаки
    Регистрации товарного знака: преимущества, обязанности, риски

    Для любого современного обывателя стало привычным изобилие различных магазинов, начиная с продуктовых и заканчивая ювелирными. Но не все знают, что практически за каждой вывеской кроется товарный знак.

  • Товарные знаки
    Как разработчику защитить авторское право на ПО

    Юристы знают, как защитить авторские права при написании книги, картины, создании фотографий или видеоконтента. Доказать авторство можно с помощью исходника, холста, рукописи. Но как быть, если вы являетесь разработчиком ПО или базы данных? Ведь в этом случае могут возникнуть сомнения, кому принадлежат права на программу, как передать их другому лицу. И самый главный вопрос - как обеспечить защиту собственных прав, предотвратить незаконное использование и копирование объектов интеллектуальной собственности.

  • Товарные знаки
    Виды товарных знаков

    Ежегодно в России подается около пятидесяти тысяч заявок на регистрацию различных видов и типов товарных знаков. Их количество в нашей стране уже почти перешагнуло за отметку в полмиллиона. Выделить свой товар или услугу на рынке, а именно для этого и разрабатываются товарные знаки, можно по-разному. Какие же виды обозначений сегодня существуют и насколько сложно найти действительно оригинальное название для своей продукции?

Вернуться в раздел «Товарные знаки»