Как заставить конкурентов убрать с сайта наш логотип с названием?

Как заставить конкурентов убрать с сайта наш логотип с названием?

Товарные знаки

Если предприниматель или компания активно продвигают свои товары или услуги на российском рынке, приобретают популярность среди российских потребителей, однажды они могут столкнуться с ситуацией, когда их бренд – фирменное обозначение, логотип или название, – недобросовестно используется третьим лицом, например, на интернет-сайте, чаще всего с целью переманить посетителей или воспользоваться чужой репутацией. Что в таком случае делать? Как добиться того, чтобы Ваш собственный логотип недобросовестные конкуренты убрали со своего сайта?

Чтобы продумать стратегию действий, необходимо понимать, зарегистрирован ли Ваш логотип в качестве товарного знака или нет.

Ваш логотип зарегистрирован как товарный знак


Если у Вас есть зарегистрированный товарный знак для тех товаров или услуг, для которых Ваш недобросовестный конкурент его использует, ситуация значительно упрощается. По Гражданскому Кодексу Российской Федерации, у правообладателя товарного знака есть исключительные права на его использование. Это значит, что он может сам им распоряжаться по своему усмотрению, использовать необходимыми ему способами и при этом запрещать его использование любыми третьими лицами. То есть предъявлять претензии всем тем, кто использует этот товарный знак без разрешения правообладателя.

Согласно ст. 1484 ГК РФ, «Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения».

Следовательно, оказавшись в подобной ситуации, Вы можете сначала направить нарушителю претензионное письмо, а затем обратиться в суд с исковым заявлением, с требованием прекратить незаконное использования и выплатить Вам компенсацию – до пяти миллионов рублей и больше.

Перед тем, как предпринимать что-либо и, по сути, извещать Ваших конкурентов о своих намерениях, мы рекомендуем собрать доказательства нарушения. В первую очередь, сделать нотариально заверенный протокол осмотра сайта, подтверждающий, что на определенную дату нарушение действительно имело место быть: на сайте конкурента был незаконно размещен Ваш товарный знак, с его помощью к продаже на территории Российской Федерации предлагались соответствующие товары или услуги. Необходимо будет также получить справку о том, кто является администратором доменного имени, у регистратора доменных имен. Сделать это можно путем адвокатского запроса. Это необходимо, чтобы определить корректного ответчика по иску и предоставить документальное обоснование правильности такого выбора суду.

Ваш логотип не зарегистрирован как товарный знак


Если Вы еще не зарегистрировали свой бренд, как товарный знак, ситуация несколько усложняется, хотя у Вас всё равно остается достаточно возможностей доказать факт нарушения. Вы можете предъявить иск, основанный на доводах о недобросовестной конкуренции со стороны третьего лица, использующего Ваш логотип, введения потребителя в заблуждение, а также нарушения авторских прав – то есть Ваших прав на логотип как на результат творческого труда.

Мы бы также рекомендовали Вам как можно быстрее подать заявку на регистрацию товарного знака на Ваше имя. Стандартный срок регистрации товарного знака – 8-12 месяцев, однако, есть процедура ускорения, позволяющая получить свидетельство о регистрации уже через 2 месяца после подачи заявки. Тарифы ведомства за ускорение экспертизы достаточно высокие, однако, полагаем, они оправданы, – особенно если ущерб от действий Ваших конкурентов значительно выше.

Перед подачей заявки на товарный знак (или возможно даже после подачи заявки) мы также рекомендуем Вам проверить, не предпринял ли Ваш конкурент каких-либо действий по регистрации Вашего логотипа на свое имя. Для этого существует процедура так называемого поиска, который можно заказать у компаний, специализирующихся на регистрации и защите объектов интеллектуальной собственности (в том числе, у нашей компании). Если заявка Вашими конкурентами еще не подана, и никто больше не зарегистрировал и не подал заявку на логотип, похожий на Ваш, у Вашего знака имеются достаточно высокие шансы на успешную регистрацию. После регистрации, имея на руках соответствующее свидетельство, доказать нарушение будет гораздо проще.

Однако, вполне вероятна и обратная ситуация – когда конкуренты предприняли попытку зарегистрировать Ваш логотип на себя. Если они только подали заявку, Вы можете подать на эту заявку протест – так называемое неформальное возражение, – приводя доводы о том, что регистрация товарного знака будет противоречить нормам Гражданского кодекса и нарушать Ваши права: потребитель будет введен в заблуждение, поскольку при виде этого логотипа он будет ассоциировать его с Вами, а не с Вашим конкурентом. Вы также сможете говорить о нарушении Ваших авторских прав на знак. Дополнительным аргументам против вражеской регистрации будет совпадение названия бренда, который используется в Вашем логотипе, с фирменным наименованием Вашей компании.

Если Вашим конкурентом уже зарегистрирован товарный знак, Вы также можете подать возражение – уже официальное – против такой регистрации, приводя, по сути, те же доводы, что обозначены выше. Если Ваши требования будут удовлетворены, регистрация будет отменена, и Вы сможете зарегистрировать знак на свое имя. Если же делопроизводство в Палате по патентным спорам не приведет к желаемому Вами результату, можно обращаться в суд, который может пересмотреть соответствующее решение.

Таким образом, если конкуренты незаконно используют Ваш логотип на своем сайте, есть несколько способов защиты Ваших прав. Однако, как видно, делать это гораздо проще, когда  логотип зарегистрирован на Ваше имя в качестве товарного знака. Именно поэтому мы рекомендуем нашим клиентам проверять и регистрировать разработанные ими названия, картинки и комбинированные логотипы, которые они планируют использовать в своей коммерческой деятельности, еще до того, как маркировать ими свои товары и услуги и выходить на российский рынок.  Именно это позволит потом гораздо быстрее, проще и эффективнее бороться с недобросовестной конкуренцией.

В любом случае, защита прав на Ваш логотип, фирменное наименование – как правило, очень сложная процедура, требующая знания всех тонкостей делопроизводства в Роспатенте и в судах, а также сбора солидного массива доказательств и составления сложных юридических документов. Мы будем рады проконсультировать Вас по всем интересующим вопросам, предпримем все меры для защиты Вашего бренда. Позвоните или оставьте контактные данные и мы обязательно с Вами свяжемся.

Интересует защита прав на товарный знак?

Римма Слемцева
Римма Слемцева
  • Ведущий эксперт
  • Патентный поверенный РФ № 965

Спасибо! Ваша заявка принята.

Заполняя форму, я даю согласие на обработку персональных данных
Вернуться в раздел «Товарные знаки»