Кто придумал товарные знаки?

Кто придумал товарные знаки?

Товарные знаки

Сегодня товарным знаком уже никого не удивишь. Это средство индивидуализации товаров и услуг имеют не только крупные компании и корпорации, но и индивидуальные предприниматели. Времена дефицита позади, и в современном многообразии продукции без яркой и запоминающейся торговой марки (товарного знака) Ваш товар или услуга могут остаться незамеченными и не принести ожидаемой выгоды.

Однако товарные знаки не всегда были так широко распространены. Достаточно вспомнить времена Советского Союза, когда благодаря монополии государства рынок советских товарных знаков был крайне ограничен, а товары иностранного производства (и соответственно, под иностранными товарными знаками) достать было очень и очень сложно.

Кто придумал товарные знаки и когда они появились?

Первые обозначения для маркировки товаров появились еще 5000 лет до нашей эры и их появление связано с производством посуды из глины. В тот период производители гончарной продукции стали маркировать свои изделия, проставляя на них различные клейма, некоторые из которых были настолько известны, что подделывались другими производителями. Так что одновременно с товарными знаками отсчитывает свою историю и контрафактная продукция.

Средние века характеризуются развитием торговли, в том числе развитием торговых отношений между различными городами и даже странами. Гильдии ремесленников и купцов активно использовали клейма и специальные знаки на своих товарах. Проставляя знаки на продукции, производители, в том числе, старались защитить свою репутацию. 1266 год вошел в историю как год принятия Парламентом Англии первого закона, касающегося товарных знаков, согласно которому на пекарей возлагалась обязанность проставлять свой знак на хлебобулочных изделиях. Благодаря такой маркировке можно было быстрой найти недобросовестного производителя.

Стоит сказать, что до перехода к машинному производству товаров, товарные знаки были все же не так распространены. Машинное производство повлекло за собой увеличения объема выпускаемой продукции, развитие производства и, как следствие, рост конкуренции. Все это было крайне благоприятным для увеличения числа товарных знаков. В 19-м веке в период развития массового производства товаров товарный знак стал восприниматься как объект интеллектуальной собственности. Пришло осознание того, что регистрация товарного знака – определенная гарантия безопасности его владельца, а также возможность получения дополнительной прибыли.

А как обстояли дела с товарными знаками в России?

В нашей стране одно из первых упоминаний о товарных знаках относится к середине 17 века. В частности, в Новоторговом уставе, устанавливающем правила внутренней и внешней торговли, предусматривалась необходимость проставления клейм и печатей на товарах. Чуть позже был издан соответствующий указ о клеймении товаров заводскими или фабричными знаками. Первый закон «О товарных клеймах» датируется 1830 годом. Согласно ему прочные клейма в обязательном порядке должны были проставляться на шляпных, суконных, бумажных и других фабриках, их подделка влекла уголовное наказание. В 1886 году появился закон «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)». Это время появления таких крупных брендов, как «Павелъ Буре», «Смирновъ» и др.

После революции было принято сразу несколько актов, регулирующих отношения в сфере охраны товарных знаков. Однако в советский период защите товарных знаков не придавалось должное значение, во многом это объяснялось отсутствием конкуренции между производителями товаров. Но все изменилось с появлением частной собственности и ростом числа частных предприятий. Необходим был механизм защиты товарных знаков от подделок и копирования. Результатом развития и изменения гражданского законодательства о товарных знаков стала часть 4 действующего ГК РФ, значительная часть которой посвящена вопросам регистрации, защиты и использования товарных знаков.


Похожие статьи
  • Товарные знаки
    Регистрации товарного знака: преимущества, обязанности, риски

    Для любого современного обывателя стало привычным изобилие различных магазинов, начиная с продуктовых и заканчивая ювелирными. Но не все знают, что практически за каждой вывеской кроется товарный знак.

  • Товарные знаки
    Как разработчику защитить авторское право на ПО

    Юристы знают, как защитить авторские права при написании книги, картины, создании фотографий или видеоконтента. Доказать авторство можно с помощью исходника, холста, рукописи. Но как быть, если вы являетесь разработчиком ПО или базы данных? Ведь в этом случае могут возникнуть сомнения, кому принадлежат права на программу, как передать их другому лицу. И самый главный вопрос - как обеспечить защиту собственных прав, предотвратить незаконное использование и копирование объектов интеллектуальной собственности.

  • Товарные знаки
    Виды товарных знаков

    Ежегодно в России подается около пятидесяти тысяч заявок на регистрацию различных видов и типов товарных знаков. Их количество в нашей стране уже почти перешагнуло за отметку в полмиллиона. Выделить свой товар или услугу на рынке, а именно для этого и разрабатываются товарные знаки, можно по-разному. Какие же виды обозначений сегодня существуют и насколько сложно найти действительно оригинальное название для своей продукции?

  • Товарные знаки
    Регистрация логотипа в РФ — как запатентовать логотип и название в Роспатенте и сколько стоит патентование бренда в Москве

    Одна компания из Иркутска производила и продавала безалкогольные напитки под запатентованным брендом. Через некоторое время другая фирма под Краснодаром наладила производство и продажу безалкогольных напитков с таким же названием.


  • Товарные знаки
    Что такое реестр отечественного ПО?

    Импортозамещение – ключевой термин текущей (громкое слово, зажмите уши) исторической эпохи в России. Мы заменяем иностранные лекарства, иностранное зерно и – иностранное программное обеспечение.

  • Товарные знаки
    Создание охраноспособного товарного знака

    Товарные знаки стали важным аспектом современного бизнеса, средством выделения товаров, услуг. Узнаваемое обозначение делает товар узнаваемой у потребителей, облегчает выбор.

  • Товарные знаки
    Что такое предупредительная маркировка?

    Стали владельцем зарегистрированного товарного знака и хотите, чтобы об этом знали Ваши конкуренты и покупатели товара? В этом случае Вы можете использовать предупредительную маркировку или иными словами «знак охраны товарного знака».

  • Товарные знаки
    Регистрация аббревиатуры в качестве товарного знака

    Многие компании и предприниматели, выбирая обозначение для регистрации в качестве товарного знака, задумываются о получении правовой охраны для аббревиатуры – то есть сокращенного наименования, как правило, состоящего из первых букв слов в названии компании.

Вернуться в раздел «Товарные знаки»