Сегодня товарным знаком уже никого не удивишь. Это средство индивидуализации товаров и услуг имеют не только крупные компании и корпорации, но и индивидуальные предприниматели. Времена дефицита позади, и в современном многообразии продукции без яркой и запоминающейся торговой марки (товарного знака) Ваш товар или услуга могут остаться незамеченными и не принести ожидаемой выгоды.
Однако товарные знаки не всегда были так широко распространены. Достаточно вспомнить времена Советского Союза, когда благодаря монополии государства рынок советских товарных знаков был крайне ограничен, а товары иностранного производства (и соответственно, под иностранными товарными знаками) достать было очень и очень сложно.
Кто придумал товарные знаки и когда они появились?
Первые обозначения для маркировки товаров появились еще 5000 лет до нашей эры и их появление связано с производством посуды из глины. В тот период производители гончарной продукции стали маркировать свои изделия, проставляя на них различные клейма, некоторые из которых были настолько известны, что подделывались другими производителями. Так что одновременно с товарными знаками отсчитывает свою историю и контрафактная продукция.
Средние века характеризуются развитием торговли, в том числе развитием торговых отношений между различными городами и даже странами. Гильдии ремесленников и купцов активно использовали клейма и специальные знаки на своих товарах. Проставляя знаки на продукции, производители, в том числе, старались защитить свою репутацию. 1266 год вошел в историю как год принятия Парламентом Англии первого закона, касающегося товарных знаков, согласно которому на пекарей возлагалась обязанность проставлять свой знак на хлебобулочных изделиях. Благодаря такой маркировке можно было быстрой найти недобросовестного производителя.
Стоит сказать, что до перехода к машинному производству товаров, товарные знаки были все же не так распространены. Машинное производство повлекло за собой увеличения объема выпускаемой продукции, развитие производства и, как следствие, рост конкуренции. Все это было крайне благоприятным для увеличения числа товарных знаков. В 19-м веке в период развития массового производства товаров товарный знак стал восприниматься как объект интеллектуальной собственности. Пришло осознание того, что регистрация товарного знака – определенная гарантия безопасности его владельца, а также возможность получения дополнительной прибыли.
А как обстояли дела с товарными знаками в России?
В нашей стране одно из первых упоминаний о товарных знаках относится к середине 17 века. В частности, в Новоторговом уставе, устанавливающем правила внутренней и внешней торговли, предусматривалась необходимость проставления клейм и печатей на товарах. Чуть позже был издан соответствующий указ о клеймении товаров заводскими или фабричными знаками. Первый закон «О товарных клеймах» датируется 1830 годом. Согласно ему прочные клейма в обязательном порядке должны были проставляться на шляпных, суконных, бумажных и других фабриках, их подделка влекла уголовное наказание. В 1886 году появился закон «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)». Это время появления таких крупных брендов, как «Павелъ Буре», «Смирновъ» и др.
После революции было принято сразу несколько актов, регулирующих отношения в сфере охраны товарных знаков. Однако в советский период защите товарных знаков не придавалось должное значение, во многом это объяснялось отсутствием конкуренции между производителями товаров. Но все изменилось с появлением частной собственности и ростом числа частных предприятий. Необходим был механизм защиты товарных знаков от подделок и копирования. Результатом развития и изменения гражданского законодательства о товарных знаков стала часть 4 действующего ГК РФ, значительная часть которой посвящена вопросам регистрации, защиты и использования товарных знаков.