Допустимо ли использование чужих логотипов в разделе «Наши клиенты» или в портфолио?

Допустимо ли использование чужих логотипов в разделе «Наши клиенты» или в портфолио?

Товарные знаки

Использование логотипа клиента в рамках продвижения собственных услуг регулируется скорее договорными отношениями, нежели законодательством о защите интеллектуальной собственности.

Возможность упоминания заказчика среди своих клиентов и публикации примеров выполненных для него работ (оказанных услуг) следует, прежде всего, проверить в содержании условий заключенного с ним договора. Крупные современные компании нередко включают в договоры с подрядчиками пункты о запрете любого их упоминания, в том числе в портфолио и аналогичными способами.

В частности, формулировка «стороны обязуются сохранять конфиденциальность сведений о заключении и исполнении настоящего договора» подразумевает запрет «хвастаться» этим клиентом.

При этом факт оказания вами услуг данному клиенту может быть сам по себе общеизвестен. Например, в сведениях о регистрации товарного знака может быть указан патентный поверенный, который вел делопроизводство, и компания, в которой он работает. В такой ситуации общедоступно опубликованные данные уже не получится «засекретить», а патентный поверенный не виноват в их раскрытии. Информация о договоре с заказчиком также может быть размещена на ресурсах, относящихся к государственным закупкам.

Тем не менее, такие официальные данные не содержат информации о наличии между заказчиком и исполнителем доверительных отношений, о чем мы хотим заявить, размещая сведения о клиенте у себя на сайте или в портфолио.

Обращение к клиенту за разрешением сослаться на него или на конкретный кейс относится к сфере этики профессиональной коммуникации. В разделе «Наши клиенты» мы часто пишем: «Нам доверяют: …». Спрашивая у клиента разрешение, мы обеспечиваем достоверность такого заявления.

Существуют ли риски, если в договоре с клиентом прямо не запрещено его упоминать и раскрывать условия сотрудничества, а спрашивать разрешения вы не хотите?

Размещение логотипа клиента в рассматриваемом контексте не будет нарушать его права на зарегистрированный товарный знак.

Нарушением прав на чужой товарный знак является его применение в отношении собственных товаров или услуг в целях недобросовестного заимствования репутации «подделываемого» бренда – если у потребителя может сложиться впечатление о том, что ваш продукт имеет отношение к правообладателю - владельцу используемого товарного знака.

В случае размещения логотипа компании в перечне клиентов очевидно, что фирменная символика служит лишь целям идентификации компании. При этом для таких компаний как, например, дизайнерские и брендинговые агентства, патентные бюро, логотипы (товарные знаки) непосредственно демонстрируют результаты их деятельности.

Размещение чужого логотипа без разрешения может быть признано нарушением авторских прав на него.

Один и тот же логотип может быть зарегистрированным товарным знаком, а также являться объектом авторских прав. В случае с авторскими правами использование изображения в портфолио не относится к так называемым разрешенным способам свободного использования и должно осуществляться с разрешения правообладателя.

Поэтому, в частности, если вы разработали логотип и передаете заказчику права на него (навсегда и в полном объеме), не забудьте в условиях договора разрешить вопрос о возможности использования вами логотипа в портфолио.

Распространена практика размещения логотипов клиентов на сайте в черно-белом варианте – решает ли это вопросы с правами?

Относительно изменения цветовой гаммы логотипа при использовании следует учитывать, что использованием объекта авторских прав будет являться не только его прямое копирование, но и переработка. С точки зрения правил сравнения товарных знаков это также не будет рассматриваться как существенное изменение, поскольку вероятность возникновения ассоциаций с правообладателем объективно останется.

Похожие статьи
  • Товарные знаки
    Могу ли я создать бренд с похожим именем?

    Выбор названия для компании – процесс трудоёмкий. Не всегда созданный вами бренд можно использовать и регистрировать – какие-то знаки уже заняты на несколько лет, а иногда и десятилетий.

  • Товарные знаки
    Что такое класс МКТУ при регистрации товарного знака?

    Регистрация товарного знака (ТЗ) невозможна без выбора соответствующих классов МКТУ. МКТУ, или Международная классификация товаров и услуг (International (Nice) Classification of Goods and Services for the Purposes of the Registration of Marks) установлена Соглашением о классификациях (Ниццкое соглашение).

  • Товарные знаки
    Товарные знаки на маркетплейсах: как зарегистрировать и использовать

    В эпоху цифровизации большую популярность получили маркетплейсы – онлайн-площадки для торговли различными товарами. В условиях конкурентной онлайн-среды, где потребители имеют широкий выбор товаров и брендов, товарные знаки являются важным инструментом для дифференциации товаров, продвижения брендов и повышения их узнаваемости.

  • Товарные знаки
    Как зарегистрировать товарный знак в 2025 году

    Регистрация товарного знака всегда представляла сложность не только для обывателей, но и для профессионалов. Мало кому удавалось с первого раза зарегистрировать знак. В этой статье мы раскроем поэтапно каждый шаг данного процесса.

  • Товарные знаки
    Интеллектуальная собственность для производителей мебели: защита дизайна, бренда и технологий

    В условиях современного рынка, где конкурентная борьба становится все более ожесточенной, защита интеллектуальной собственности (ИС) приобретает особое значение для производителей мебели и мебельных фабрик.

  • Товарные знаки
    Регистрация товарного знака в Евросоюзе

    Если Вы занимаетесь реализацией своих товаров и услуг в Европейском союзе, желательно обеспечить там правовую охрану для Вашего бренда, то есть зарегистрировать товарный знак.

  • Товарные знаки
    Регистрация товарного знака за рубежом

    Многие российские предприниматели, помимо завоевания российского рынка, планируют развитие своего бизнеса на международной арене и стремятся к популярности своих товаров и услуг у потребителей в зарубежных странах. Собственный запоминающийся бренд, марка, логотип, слоган, которые с юридической точки зрения правильно называть одним словом – «товарный знак», – одно из первых, приоритетных условий подобной популярности. Оригинальная торговая марка – это нечто, выделяющее (индивидуализирующее) в глазах потребителя продукцию одного производителя или поставщика услуг из всей остальной массы присутствующих на рынке опций.

Вернуться в раздел «Товарные знаки»