Государственная регистрация товарного знака в Роспатенте в 2023 году

Государственная регистрация товарного знака в Роспатенте в 2023 году

Товарные знаки

Регистрация товарного знака в Роспатенте

Регистрация товарного знака в РФ
  • Полное сопровождение
  • 30%-я экономия на пошлинах
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Подробнее

Почему важно зарегистрировать товарный знак?

Недостаточно просто придумать и использовать свое уникальное обозначение. Для обеспечения юридической защиты его необходимо зарегистрировать в Роспатенте. Это дает владельцу исключительное право на использование товарного знака и позволяет получить судебную защиту. Только так можно уберечься от сквоттеров, сохранить репутацию и благоприятный имидж компании в глазах партнеров, покупателей и клиентов.

Если используемое вами обозначение не зарегистрировано, недобросовестные конкуренты могут его украсть, подав заявку в Роспатент от своего имени. После этого вам, скорее всего, предложат выкупить товарный знак за крупную сумму — или вас привлекут к ответственности за незаконное использование бренда. Такое явление называется патентным троллингом или бренд-сквоттингом.

Товары, на которых незаконно размещен зарегистрированный товарный знак или сходное с ним обозначение, считаются контрафактными. Правообладатель может потребовать изъять их из оборота и уничтожить. Если товар представляет общественный интерес, то злоумышленник должен за свой счет удалить обозначение и прекратить его незаконное использование.

Кроме того, при нарушении исключительного права на товарный знак виновное лицо обязано по выбору правообладателя:

  • возместить убытки;
  • заплатить штраф до пяти миллионов рублей;
  • выплатить компенсацию в двукратном размере стоимости права использования товарного знака или двойной цены товаров, на которых незаконно размещена зарегистрированная торговая марка.

За использование предупредительной маркировки по отношению к незарегистрированному в РФ товарному знаку предусмотрено наказание в виде штрафа (ч.2 ст.180 УК РФ), а при налиции отягчяющих обстоятельств - уголовная ответственность.

Крупные торговые сети и известные маркетплейсы не размещают на своих витринах и страницах в сети Интернет товары, фирменное обозначение которых не зарегистрировано. В противном случае патентный тролль или конкурент в любой момент может предъявить площадке миллионный иск.

Отсутствие у компании собственного зарегистрированного бренда негативно влияет на ее инвестиционную привлекательность. Никто не будет вкладывать деньги в развитие торговой марки, не защищенной законом.

Таким образом, регистрация товарного знака, с одной стороны, гарантирует, что конкуренты не смогут воспользоваться вашим названием и элементами фирменного стиля. С другой — исключает вероятность нарушения вами чужих прав и дает свободу ведения бизнеса. Во избежание юридических и финансовых рисков любое обозначение необходимо регистрировать в Роспатенте одновременно с началом его использования или раньше.

Бесплатная консультация эксперта

Кто может зарегистрировать товарный знак?

В России товарный знак могут зарегистрировать индивидуальные предприниматели (далее — ИП) и юридические лица (самозанятые – с 2023 года), а также иностранные компании и граждане.

Важно использовать торговую марку, иначе через три года ее регистрация может быть аннулирована по неиспользованию. Товарный знак учитывается на балансе предприятия как нематериальный актив. Его стоимость распределяется между учредителями пропорционально их долям (акциям). Владельцами товарного знака могут быть несколько юридических лиц и (или) ИП. В этом случае он регистрируется как коллективный товарный знак.

Если обозначение зарегистрировано на ИП, то права на него принадлежат одному человеку. Завершение деятельности предпринимателя влечет за собой прекращение правовой охраны товарного знака. Чтобы сохранить бренд, его необходимо заранее передать другому ИП или организации.

Обычные граждане РФ не могут регистрировать товарные знаки на свое имя. Это объясняется тем, что они не являются субъектами предпринимательской деятельности и, соответственно, бренд им не нужен.

Регистрация товарного знака
  • Полное сопровождение
  • Экономия 30% на пошлинах
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Подробнее

Проверить бренд на уникальность

Отсутствие тождественных или сходных до степени смешения обозначений является основным критерием оценки уникальности бренда. Количество зарегистрированных товарных знаков с каждым годом увеличивается. Это значит, что придумать уникальное обозначение становиться сложнее. Перед тем, как подать заявку в Роспатент и оплатить госпошлину, необходимо тщательно проверить бренд на наличие различительной способности. Иначе можно потерять время и деньги. Роспатент отклонит заявку, если найдет в государственном реестре похожие обозначения в отношении одних и тех же классов МКТУ. Госпошлина при отказе не возвращается.

Чтобы снизить риск отказа в регистрации , необходимо провести проверку по базе зарегистрированных знаков и базе поданных заявок. Чтобы оперативно обеспечить себе право приоритета, заявку на регистрацию товарного знака желательно подавать сразу после получения результатов проверки.

Что нельзя зарегистрировать как товарный знак?

ГК РФ предусматривает ограничения для товарных знаков. Так, нельзя зарегистрировать обозначения, состоящие только из элементов:

  • обозначающих определенные виды товаров (например, «одежда», «фрукты» или «напитки»);
  • являющихся общепринятыми терминами и символами;
  • указывающих на качество, вид, свойство, количество, ценность и назначение товаров, а также на место, время, способ их изготовления или распространения;
  • являющихся формой товаров, которая определяется их назначением или свойством.

Такие элементы допускается включать в состав товарного знака в качестве неохраняемых, если они являются дополнительными.

Запрещено регистрировать бренд, если в него включены:

  • государственные знаки и символы (гербы, флаги, денежные знаки, ордена и т. д.);
  • наименования межправительственных и международных организаций, а также их атрибутика;
  • официальные гарантийные, контрольные или пробирные печати, клейма, награды и иные символы отличия.

Нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака слова, изображения и символы:

  • противоречащие общественным интересам;
  • не соответствующие принципам морали и гуманности;
  • являющиеся ложными;
  • способные ввести потребителя в заблуждение относительно товара либо его изготовителя.

Закон также предусматривает иные запреты и ограничения при регистрации товарного знака (ст. 1483 ГК РФ).

Составить и подать заявку в Роспатент

Для получения государственной услуги, в Роспатент предоставляются следующие документы:

  • заявка о регистрации обозначения в качестве товарного знака на территории РФ с указанием наименования заявителя и места его нахождения;
  • обозначение, выраженное в виде текстового написания, графического, звукового или комбинированного объекта;
  • перечень классов Международной классификации товаров и услуг (далее — МКТУ), в отношении которых запрашивается государственная регистрация товарного знака;
  • описание заявляемого обозначения.

Перед составлением заявки и подготовкой сопроводительных документов внимательно изучите требования Роспатента к их содержанию и оформлению. Несоблюдение правил является основанием для отказа в регистрации товарного знака на стадии прохождения формальной экспертизы.

Оплатите госпошлину за подачу заявки и прохождение формальной экспертизы. Это 3500 + 1000 рублей за каждый последующий класс МКТУ, для которого испрашивается регистрация, если их более пяти.

Также необходимо оплатить госпошлину за проведение экспертизы обозначения по существу. На 2022 год она составляет 11 500 + 2500 рублей за каждый последующий класс МКТУ, для которого испрашивается регистрация, если их более одного.

Важно правильно рассчитать размер пошлины и приложить к заявке квитанцию об оплате. Неверный расчет может стать причиной отказа в государственной регистрации.

Подать пакет документов в Роспатент можно одним из следующих способов:

  • в электронном виде онлайн через сайт ФИПС (нужна квалификационная электронная подпись) или ЕПГУ (возможна задержка сроков из-за межведомственного документооборота);
  • на бумажном носителе в канцелярию, почтовым отправлением или по факсу с последующим направлением оригиналов.

Предоставление документов в электронном виде позволяет сэкономить 30 % государственной пошлины.

Варианты регистрации товарного знака

Оформить документы на государственную регистрацию товарного знака и подать их в Роспатент можно как самостоятельно, так и с помощью профессионального патентного поверенного.

Самостоятельная регистрация

Если предварительная проверка обозначения не показала тождественных или схожих торговых марок, можно приступать к оформлению документов. Нужно найти на сайте ФИПС актуальные формы, заполнить их в соответствии с требованиями патентного ведомства. Важно указать правильные классы МКТУ и составить описание заявляемого обозначения, рассчитать и оплатить госпошлину. Если всё сделать правильно, заявка поступит на экспертизу и через 6 месяцев должен быть получен ответ от патентного ведомства (уведомление об отказе или о регистрации).

Если в ходе предварительной проверки нашлись схожие обозначения, подавать заявку самостоятельно очень рискованно.

Регистрация с помощью патентного поверенного

Прохождение процедуры государственной регистрации товарного знака в Роспатенте с помощью патентного поверенного — самый надежный способ получить свидетельство с первого раза. Комплекс услуг специалиста включает в себя:

  • проверку заявляемого обозначения по критериям охраноспособности с использованием открытых реестров и закрытых баз данных;
  • выработку практических рекомендаций по корректировке бренда для обеспечения необходимого уровня уникальности;
  • оформление заявки, составление описания товарного знака, подбор классов МКТУ;
  • расчет и оплату государственной пошлины;
  • направление документов в Роспатент;
  • сопровождение формальной экспертизы и экспертизы заявленного товарного знака по существу;
  • оплату пошлины за регистрацию;
  • получение свидетельства на товарный знак.

Если заявка по какой-либо причине будет отклонена Роспатентом, патентный поверенный подготовит мотивированное возражение, чтобы повлиять на мнение патентного ведомства и преодолеть отказ в регистрации вашего бренда.

Профессиональная помощь специалиста в сфере интеллектуальной собственности позволит вам сэкономить личное время и снизить затраты на регистрацию товарного знака.

Регистрация товарного знака в РФ
  • Полное сопровождение
  • 30%-я экономия на пошлинах
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Подробнее

Срок рассмотрения заявки

Регистрация товарного знака в Роспатенте — дело небыстрое. Предельный срок процедуры по закону составляет 12 месяцев. Практика показывает, что заявители получают свидетельство в среднем через 6-8 месяцев со дня подачи заявки.

Процесс регистрации можно ускорить, доплатив 94 000 рублей госпошлины. В этом случае срок выдачи свидетельства сокращается до 2 месяцев. Это актуально, когда возникла необходимость быстрого выхода на российский рынок.

Юридическая компания PATENTUS поможет зарегистрировать товарный знак в Роспатенте в минимально возможные сроки с гарантированным прохождением всех экспертиз и выдачей официального свидетельства.

Интересует защита интеллектуальной собственности?

Римма Слемцева
Регистрация товарного знака в РФ
  • Полное сопровождение
  • 30%-я экономия на пошлинах
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Подробнее
Похожие статьи
  • Товарные знаки
    Регистрации товарного знака: преимущества, обязанности, риски

    Для любого современного обывателя стало привычным изобилие различных магазинов, начиная с продуктовых и заканчивая ювелирными. Но не все знают, что практически за каждой вывеской кроется товарный знак.

  • Товарные знаки
    Как разработчику защитить авторское право на ПО

    Юристы знают, как защитить авторские права при написании книги, картины, создании фотографий или видеоконтента. Доказать авторство можно с помощью исходника, холста, рукописи. Но как быть, если вы являетесь разработчиком ПО или базы данных? Ведь в этом случае могут возникнуть сомнения, кому принадлежат права на программу, как передать их другому лицу. И самый главный вопрос - как обеспечить защиту собственных прав, предотвратить незаконное использование и копирование объектов интеллектуальной собственности.

  • Товарные знаки
    Виды товарных знаков

    Ежегодно в России подается около пятидесяти тысяч заявок на регистрацию различных видов и типов товарных знаков. Их количество в нашей стране уже почти перешагнуло за отметку в полмиллиона. Выделить свой товар или услугу на рынке, а именно для этого и разрабатываются товарные знаки, можно по-разному. Какие же виды обозначений сегодня существуют и насколько сложно найти действительно оригинальное название для своей продукции?

  • Товарные знаки
    Регистрация логотипа в РФ — как запатентовать логотип и название в Роспатенте и сколько стоит патентование бренда в Москве

    Одна компания из Иркутска производила и продавала безалкогольные напитки под запатентованным брендом. Через некоторое время другая фирма под Краснодаром наладила производство и продажу безалкогольных напитков с таким же названием.


  • Товарные знаки
    Что такое реестр отечественного ПО?

    Импортозамещение – ключевой термин текущей (громкое слово, зажмите уши) исторической эпохи в России. Мы заменяем иностранные лекарства, иностранное зерно и – иностранное программное обеспечение.

  • Товарные знаки
    Создание охраноспособного товарного знака

    Товарные знаки стали важным аспектом современного бизнеса, средством выделения товаров, услуг. Узнаваемое обозначение делает товар узнаваемой у потребителей, облегчает выбор.

  • Товарные знаки
    Что такое предупредительная маркировка?

    Стали владельцем зарегистрированного товарного знака и хотите, чтобы об этом знали Ваши конкуренты и покупатели товара? В этом случае Вы можете использовать предупредительную маркировку или иными словами «знак охраны товарного знака».

  • Товарные знаки
    Регистрация аббревиатуры в качестве товарного знака

    Многие компании и предприниматели, выбирая обозначение для регистрации в качестве товарного знака, задумываются о получении правовой охраны для аббревиатуры – то есть сокращенного наименования, как правило, состоящего из первых букв слов в названии компании.

Вернуться в раздел «Товарные знаки»