Можно ли включать в товарный знак государственную символику?

Можно ли включать в товарный знак государственную символику?

Товарные знаки

Положения законодательства


Международными договорами установлены некоторые минимальные требования и запреты на использование государственной символики и официальных наименований, однако каждой стране предоставлено право устанавливать более жесткие правила.

Статья 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой перечислены основания для отказа в регистрации товарного знака, прямо не говорит о государственной символике, но содержит ссылку на статью 1231.1 ГК РФ («Объекты, включающие официальные символы, наименования и отличительные знаки»). В свою очередь, согласно ст. 1231.1, правовая охрана в качестве средства индивидуализации (в том числе, товарного знака) не предоставляется «...объектам, включающим, воспроизводящим или имитирующим официальные символы, наименования и отличительные знаки либо их узнаваемые части:

– государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и др.);

– сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки;

– официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия.

«Включение» или «воспроизведение» подразумевают, что символика полностью повторяется в знаке, без каких-либо искажений. «Имитация» подразумевает сходство (но не тождество), например, использование белого, синего, красного цветов в каком-либо изобразительном элементе вместе со словами «русский», «русская» и т.п. Существуют товарные знаки, в составе которых единственным элементом, сходным с государственным флагом, является цветовое сочетание. И ведомство периодически отказывает в регистрации. Хотя есть исключение: отказ гарантирован только в том случае, если среднестатистический покупатель ассоциирует цвета именно с гос. символикой. Простое сочетание синего, белого и красного без привязки к флагу, государству и т.п. вполне может присутствовать в заявленном обозначении.

Тем не менее, такая цветовая гамма, вместе со словами, указывающими на конкретное государство, может породить у российского потребителя представление о том, что товары и услуги, маркируемые товарным знаком, связаны с государственным учреждением или органами государственной власти, что не соответствует действительности.

Указанные символы, знаки, наименования могут присутствовать в составе товарного знака только в качестве неохраняемого элемента (на который не распространяются исключительные права правообладателя регистрации). При этом ,неохраняемые элементы не должны занимать в товарном знаке доминирующего положения (по площади или по своей смысловой нагрузке).

Но самое главное ,что использование такой символики допустимо только в том случае, если правообладатель получил на это явно выраженное согласие компетентного государственного органа или же международной организации. Такое согласие дает Геральдический совет при Президенте Российской Федерации.

Если такого согласия нет, присутствует так называемое абсолютное основание для отказа в регистрации. Либо экспертиза откажет в регистрации  знака, либо, если эксперт по каким-то причинами упустит этот момент и зарегистрирует знак, его правовая охрана может быть в дальнейшем оспорена как противоречащая положениям действующего законодательства.

Согласие компетентного органа


Получить согласие от Геральдического совета можно только тогда, когда деятельность заявителя по заявке на регистрацию каким-то образом связана с осуществлением государственной власти, ведением политики, выполнением государственных функций и задач. Прежде всего, это актуально для государственных учреждений или же для организаций, которые работают по поручению таких учреждений.

Геральдический совет при Президенте Российской Федерации — совещательный и консультативный орган, образованный в целях проведения единой государственной политики в области геральдики. Совет проводит собственную экспертизу обозначения и дает заключение о возможности (или, соответственно, невозможности) включения спорных элементов в товарный знак.

Также стоит отметить: чтобы получить разрешение на использование в товарном знаке слов «Россия», «Российская Федерация», необходимо наличие филиалов или представительств в большинстве субъектов Федерации, иметь долю принадлежащего государству уставного капитала, занимать определенную нишу на рынке и/или быть крупным налогоплательщиком и т.п. Необходимо будет приложить подтверждающие документы, включая нотариально заверенные копии учредительных документов, устава, выписки из ЕГРЮЛ, реестра акционеров и т.п.

Включение в товарные знаки государственной символики либо каких-то элементов, имитирующих эту символику, - всегда достаточно рискованно. В этом случае, перед подачей заявки на регистрацию мы всегда рекомендуем обратиться за консультацией к профессионалам – патентным поверенным. Оставьте нам свои контакты, и мы обязательно с Вами свяжемся и ответим на все интересующие Вас вопросы!

Интересует защита прав на товарный знак?

Наталия Наумова
Похожие статьи
  • Товарные знаки
    Что такое класс МКТУ при регистрации товарного знака?

    Регистрация товарного знака (ТЗ) невозможна без выбора соответствующих классов МКТУ. МКТУ, или Международная классификация товаров и услуг (International (Nice) Classification of Goods and Services for the Purposes of the Registration of Marks) установлена Соглашением о классификациях (Ниццкое соглашение).

  • Товарные знаки
    Товарные знаки на маркетплейсах: как зарегистрировать и использовать

    В эпоху цифровизации большую популярность получили маркетплейсы – онлайн-площадки для торговли различными товарами. В условиях конкурентной онлайн-среды, где потребители имеют широкий выбор товаров и брендов, товарные знаки являются важным инструментом для дифференциации товаров, продвижения брендов и повышения их узнаваемости.

  • Товарные знаки
    Как зарегистрировать товарный знак в 2025 году

    Регистрация товарного знака всегда представляла сложность не только для обывателей, но и для профессионалов. Мало кому удавалось с первого раза зарегистрировать знак. В этой статье мы раскроем поэтапно каждый шаг данного процесса.

  • Товарные знаки
    Интеллектуальная собственность для производителей мебели: защита дизайна, бренда и технологий

    В условиях современного рынка, где конкурентная борьба становится все более ожесточенной, защита интеллектуальной собственности (ИС) приобретает особое значение для производителей мебели и мебельных фабрик.

  • Товарные знаки
    Регистрация товарного знака в Евросоюзе

    Если Вы занимаетесь реализацией своих товаров и услуг в Европейском союзе, желательно обеспечить там правовую охрану для Вашего бренда, то есть зарегистрировать товарный знак.

  • Товарные знаки
    Регистрация товарного знака за рубежом

    Многие российские предприниматели, помимо завоевания российского рынка, планируют развитие своего бизнеса на международной арене и стремятся к популярности своих товаров и услуг у потребителей в зарубежных странах. Собственный запоминающийся бренд, марка, логотип, слоган, которые с юридической точки зрения правильно называть одним словом – «товарный знак», – одно из первых, приоритетных условий подобной популярности. Оригинальная торговая марка – это нечто, выделяющее (индивидуализирующее) в глазах потребителя продукцию одного производителя или поставщика услуг из всей остальной массы присутствующих на рынке опций.

  • Товарные знаки
    Регистрации товарного знака: преимущества, обязанности, риски

    Для любого современного обывателя стало привычным изобилие различных магазинов, начиная с продуктовых и заканчивая ювелирными. Но не все знают, что практически за каждой вывеской кроется товарный знак.

Вернуться в раздел «Товарные знаки»