Регистрация корпоративного цвета в качестве товарного знака

Регистрация корпоративного цвета в качестве товарного знака

Регистрация корпоративного цвета в качестве товарного знака

Товарные знаки

Не так давно стало известно о регистрации рядом компаний товарных знаков, состоящих из одного цвета. Эта информация вызвала широкое обсуждение в средствах массовой информации, а также среди дизайнеров, юристов и патентных поверенных.

Широко освещалась информация о том, что Сбербанк, МТС и Газпром зарегистрировали в Роспатенте свои корпоративные цвета —зеленый, красный и синий. Товарный знак, состоящий из одного цвета, зарегистрировала и еще одна компания — «Тиффани энд Компани», цвет знака — бирюзовый.
sber.jpg

Сбербанк (св. № 556088)

mts.jpg

МТС (св. № 560598)

gazprom.jpg

ГАЗПРОМ (св. № 561631)

Ранее попытки регистрации знаков, состоящих из одного цвета, получали в Роспатенте отказы. Исключением является товарный знак в розовом цвете голландской компании «Реккит Бенкайзер Н.В.» (всем известный «Ваниш»).

vanish.jpg

Реккит Бенкайзер Н.В (св. № 310048)

Какие требования предъявляет Роспатент при регистрации цвета?

Почему такая регистрация стала возможной? Соответствующий цвет должен твердо ассоциироваться с конкретными товарами или направлениями деятельности той или иной компании. Иными словами, регистрация подобных знаков допускается только при условии предоставления убедительных доказательств о приобретении различительной способности в результате длительного и интенсивного использования. Именно такие доказательства и были представлены в Роспатент перечисленными компаниями, и в каждом случае вопрос о регистрации решался индивидуально.

О непростой регистрации указанных товарных знаков свидетельствуют и сроки, в течение которых заявки рассматривались в Роспатенте. Так, товарный знак Сбербанка проходил регистрацию 3 года 8 месяцев, Газпрома — 3 года и 3 месяца, а регистрация товарного знака МТС уложилась «всего» за 2 года. Напомним, что срок регистрации, предусмотренный Регламентом Роспатента, — 18 месяцев и 2 недели.

К слову, новые Правила Роспатента, касающиеся оформления и подачи заявок на товарные знаки, предусматривают возможность подачи на регистрацию знаков, состоящих исключительно из одного цвета. Но в дальнейшем успешная регистрация будет возможна лишь при подтверждении, что именно такой цвет ассоциируется у потребителя с конкретным производителем, который длительное время его использует в своей деятельности (т.е. доказать приобретение различительной способности).

Будут ли судебные споры?

Основной вопрос, который волнует значительное число лиц, от представителей компаний, работающих в этих же сферах, до дизайнеров и патентных поверенных, — означает ли подобная регистрация запрет на использование указанных цветов в товарных знаках других лиц или на товарах и в деятельности, перечисленной в свидетельствах на товарные знаки Сбербанка, МТС и Газпрома?

Надо сказать, что мнения специалистов в данном вопросе разделились. С одной стороны, безусловно, регистрация товарного знака наделяет владельца некой монополией на его использование в отношении тех товаров и услуг, для которых состоялась регистрация.

Вместе с тем, в тех сферах деятельности, которые охватывают зарегистрированные знаки, существуют регистрации с более ранним приоритетом, выполненные в той же цветовой гамме. Будут ли владельцы новых знаков оспаривать эти регистрации — пока неизвестно.

Например, товарные знаки, зарегистрированные для банковских услуг с использованием зеленого цвета:

agroimpuls1.jpg

Св. № 342856

uralkapitalbank.jpg

Св. № 299626

face.jpg

М.р. № 1047689

agroimpuls1.jpg

Св. № 342857

investbank.jpg

Св. № 386413

agrotiki2.jpg

М.р. № 1046319

Товарные знаки в красном цвете для услуг связи:

telecom1.jpg

М.р. № 963889

eon.jpg

М.р. № 925902

stars1.jpg

Св-во № 301228

Товарные знаки в синем цвете для услуг, однородным услугам Газпрома:

blue1.jpg

Св. № 334198

tnk1.jpg

Св. № 273266

tnk2.jpg

Св. № 425280

Комментируя регистрацию товарных знаков в одном цвете, особое внимание заслуживает тот факт, что регистрация состоялась не просто в отношении того или иного цвета, а для определенных оттенков с указанием их номеров по системе Pantone. У Сбербанка — это «зеленый цвет, соответствующий Pantone 349», у Газпрома" — «синий (Pantone 300CV)», у МТС — «красный, Pantone 485», у Тиффани — «бирюзовый, Pantone 1837».

Согласно материалам Википедии, цветовая модель Пантон (Pantone) — стандартизованная система подбора цвета, разработанная американской фирмой Pantone Inc в середине XX века. На данный момент основной продукт компании — это каталоги цветов Пантон (в разговорной речи «пантонный веер»), которые состоят из большого количества небольших листов плотной бумаги, на одной стороне которой напечатаны образцы цветов, при этом каждый цвет сопровождается порядковым номером и формулой цвета. Подобные номера и были указаны в заявках на товарные знаки вышеотмеченных компаний.

pantone.jpg

Регистрируя товарные знаки для конкретного оттенка, экспертиза Роспатента, на наш взгляд, ограничивает их владельцев, не предоставляя им монополию на цвет в целом. Сужая область притязаний и охраны, Роспатент оставляет возможность и для других заявителей зарегистрировать свои товарные знаки в иных оттенках того же цвета. Свидетельством являются товарные знаки, заявки на которые были поданы позже, чем у упомянутых гигантов, однако регистрация таких знаков состоялась.

Например, по тем же услугам, что и знаки Сбербанка, МТС и Газпрома были зарегистрированы, в том числе, следующие знаки:

green1.jpg

Св. № 504818

red1.jpg

Св. № 561560

uralneftegazstroy.jpg

Св. № 516881

Таким образом, регистрация обозначений в похожей цветовой гамме и для тех же услуг, вполне возможна. Другой вопрос — будут ли Сбербанк, МТС и Газпром оспаривать регистрации чужих знаков, и как повлияет регистрация их товарных знаков на деятельность компаний, оказывающих услуги в аналогичных областях?

Думаем, что ответы на эти и другие вопросы, связанные с использованием новых знаков, мы узнаем при столкновении интересов гигантов с компаниями, ведущими бизнес в тех же сферах.


Вернуться в раздел «Товарные знаки»