Регистрация корпоративного цвета в качестве товарного знака

Регистрация корпоративного цвета в качестве товарного знака

Товарные знаки

Не так давно стало известно о регистрации рядом компаний товарных знаков, состоящих из одного цвета. Эта информация вызвала широкое обсуждение в средствах массовой информации, а также среди дизайнеров, юристов и патентных поверенных.

Какие требования предъявляет Роспатент при регистрации цвета?

Почему такая регистрация стала возможной? Соответствующий цвет должен твердо ассоциироваться с конкретными товарами или направлениями деятельности той или иной компании. Иными словами, регистрация подобных знаков допускается только при условии предоставления убедительных доказательств о приобретении различительной способности в результате длительного и интенсивного использования. Именно такие доказательства и были представлены в Роспатент перечисленными компаниями, и в каждом случае вопрос о регистрации решался индивидуально.

О непростой регистрации указанных товарных знаков свидетельствуют и сроки, в течение которых заявки рассматривались в Роспатенте. Так, товарный знак Сбербанка проходил регистрацию 3 года 8 месяцев, Газпрома — 3 года и 3 месяца, а регистрация товарного знака МТС уложилась «всего» за 2 года. Напомним, что срок регистрации, предусмотренный Регламентом Роспатента, — 18 месяцев и 2 недели.

К слову, новые Правила Роспатента, касающиеся оформления и подачи заявок на товарные знаки, предусматривают возможность подачи на регистрацию знаков, состоящих исключительно из одного цвета. Но в дальнейшем успешная регистрация будет возможна лишь при подтверждении, что именно такой цвет ассоциируется у потребителя с конкретным производителем, который длительное время его использует в своей деятельности (т.е. доказать приобретение различительной способности).

Будут ли судебные споры?

Основной вопрос, который волнует значительное число лиц, от представителей компаний, работающих в этих же сферах, до дизайнеров и патентных поверенных, — означает ли подобная регистрация запрет на использование указанных цветов в товарных знаках других лиц или на товарах и в деятельности, перечисленной в свидетельствах на товарные знаки Сбербанка, МТС и Газпрома?

Надо сказать, что мнения специалистов в данном вопросе разделились. С одной стороны, безусловно, регистрация товарного знака наделяет владельца некой монополией на его использование в отношении тех товаров и услуг, для которых состоялась регистрация.

Вместе с тем, в тех сферах деятельности, которые охватывают зарегистрированные знаки, существуют регистрации с более ранним приоритетом, выполненные в той же цветовой гамме. Будут ли владельцы новых знаков оспаривать эти регистрации — пока неизвестно.

Например, товарные знаки, зарегистрированные для банковских услуг с использованием зеленого цвета:

Регистрация корпоративного цвета в качестве товарного знака

Св. № 342856

Регистрация корпоративного цвета в качестве товарного знака

Св. № 299626

Регистрация корпоративного цвета в качестве товарного знака

М.р. № 1047689

Регистрация корпоративного цвета в качестве товарного знака

Св. № 342857

Регистрация корпоративного цвета в качестве товарного знака

Св. № 386413

Регистрация корпоративного цвета в качестве товарного знака

М.р. № 1046319

Товарные знаки в красном цвете для услуг связи:

Регистрация корпоративного цвета в качестве товарного знака

М.р. № 963889

Регистрация корпоративного цвета в качестве товарного знака

М.р. № 925902

Регистрация корпоративного цвета в качестве товарного знака

Св-во № 301228

Товарные знаки в синем цвете для услуг, однородным услугам Газпрома:

Регистрация корпоративного цвета в качестве товарного знака

Св. № 334198

Регистрация корпоративного цвета в качестве товарного знака

Св. № 273266

Регистрация корпоративного цвета в качестве товарного знака

Св. № 425280

Комментируя регистрацию товарных знаков в одном цвете, особое внимание заслуживает тот факт, что регистрация состоялась не просто в отношении того или иного цвета, а для определенных оттенков с указанием их номеров по системе Pantone. У Сбербанка — это «зеленый цвет, соответствующий Pantone 349», у Газпрома" — «синий (Pantone 300CV)», у МТС — «красный, Pantone 485», у Тиффани — «бирюзовый, Pantone 1837».

Согласно материалам Википедии, цветовая модель Пантон (Pantone) — стандартизованная система подбора цвета, разработанная американской фирмой Pantone Inc в середине XX века. На данный момент основной продукт компании — это каталоги цветов Пантон (в разговорной речи «пантонный веер»), которые состоят из большого количества небольших листов плотной бумаги, на одной стороне которой напечатаны образцы цветов, при этом каждый цвет сопровождается порядковым номером и формулой цвета. Подобные номера и были указаны в заявках на товарные знаки вышеотмеченных компаний.

pantone.jpg

Регистрируя товарные знаки для конкретного оттенка, экспертиза Роспатента, на наш взгляд, ограничивает их владельцев, не предоставляя им монополию на цвет в целом. Сужая область притязаний и охраны, Роспатент оставляет возможность и для других заявителей зарегистрировать свои товарные знаки в иных оттенках того же цвета. Свидетельством являются товарные знаки, заявки на которые были поданы позже, чем у упомянутых гигантов, однако регистрация таких знаков состоялась.

Например, по тем же услугам, что и знаки Сбербанка, МТС и Газпрома были зарегистрированы, в том числе, следующие знаки:

Регистрация корпоративного цвета в качестве товарного знака

Св. № 504818

Регистрация корпоративного цвета в качестве товарного знака

Св. № 561560

Регистрация корпоративного цвета в качестве товарного знака

Св. № 516881

Таким образом, регистрация обозначений в похожей цветовой гамме и для тех же услуг, вполне возможна. Другой вопрос — будут ли Сбербанк, МТС и Газпром оспаривать регистрации чужих знаков, и как повлияет регистрация их товарных знаков на деятельность компаний, оказывающих услуги в аналогичных областях?

Думаем, что ответы на эти и другие вопросы, связанные с использованием новых знаков, мы узнаем при столкновении интересов гигантов с компаниями, ведущими бизнес в тех же сферах.


Автор статьи

Лариса Грудина
Похожие статьи
  • Товарные знаки
    С какого момента можно использовать товарный знак?

    Существуют ложные представления о том, что при самостоятельной разработке обозначения для целей использования в своей деятельности, вы уже приобретаете права на такой «незарегистрированный товарный знак», а в случае использования его конкурентами сможете защитить себя.

  • Товарные знаки
    Регистрация хештега как товарного знака

    С развитием цифровых технологий и социальных медиа хештеги стали важным инструментом для продвижения брендов, продуктов и услуг. Они помогают пользователям находить контент, связанный с определенными темами, и активно используются в маркетинговых стратегиях.

  • Товарные знаки
    Правовой статус патентных поверенных. 7 рекомендаций при выборе профессионала

    Патентный поверенный – специалист, осуществляющий ведение дел с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (далее – Роспатент) по поручению заявителей, правообладателей и иных заинтересованных граждан, и юридических лиц.

  • Товарные знаки
    Могу ли я создать бренд с похожим именем?

    Выбор названия для компании – процесс трудоёмкий. Не всегда созданный вами бренд можно использовать и регистрировать – какие-то знаки уже заняты на несколько лет, а иногда и десятилетий.

  • Товарные знаки
    Что такое класс МКТУ при регистрации товарного знака?

    Регистрация товарного знака (ТЗ) невозможна без выбора соответствующих классов МКТУ. МКТУ, или Международная классификация товаров и услуг (International (Nice) Classification of Goods and Services for the Purposes of the Registration of Marks) установлена Соглашением о классификациях (Ниццкое соглашение).

  • Товарные знаки
    Товарные знаки на маркетплейсах: как зарегистрировать и использовать

    В эпоху цифровизации большую популярность получили маркетплейсы – онлайн-площадки для торговли различными товарами. В условиях конкурентной онлайн-среды, где потребители имеют широкий выбор товаров и брендов, товарные знаки являются важным инструментом для дифференциации товаров, продвижения брендов и повышения их узнаваемости.

  • Товарные знаки
    Как зарегистрировать товарный знак в 2025 году

    Регистрация товарного знака всегда представляла сложность не только для обывателей, но и для профессионалов. Мало кому удавалось с первого раза зарегистрировать знак. В этой статье мы раскроем поэтапно каждый шаг данного процесса.

  • Товарные знаки
    Интеллектуальная собственность для производителей мебели: защита дизайна, бренда и технологий

    В условиях современного рынка, где конкурентная борьба становится все более ожесточенной, защита интеллектуальной собственности (ИС) приобретает особое значение для производителей мебели и мебельных фабрик.

Вернуться в раздел «Товарные знаки»