Регистрация товарного знака для бренда одежды

Регистрация товарного знака для бренда одежды

Товарные знаки

Что такое товарный знак и зачем его регистрировать?


Товарный знак – это практически любое визуально воспринимаемое обозначение, которое можно использовать для индивидуализации товаров и услуг конкретного производителя среди товаров и услуг других производителей. Для таких товаров, как одежда и обувь, это особенно актуально: «бренд» - по сути, это «обывательское» название товарного знака. Слово «бренд» часто связывают именно с этими товарами, и сегодня именно бренд оказывает решающее влияние на стоимость продукции, ее привлекательность для потребителей, ассортиментную политику.

Регистрировать товарный знак (бренд) в России, как и в любой другой стране мира, мы настоятельно рекомендуем по нескольким важным причинам. Во-первых, если Вы вложили достаточно времени и средств в разработку торговой марки, ее рекламу, в маркетинговые мероприятия, а тем более если Вы уже завоевали определенную долю рынка, Вы, естественно, захотите защитить этот бренд от посягательств других компаний и ИП.

Подделка брендов – явление частое, и Вы должны располагать законными и эффективными инструментами борьбы с такой недобросовестной конкуренцией, когда кто-либо пытается неправомерно воспользоваться Вашей репутацией среди покупателей и извлечь выгоду, не имея на это никаких прав. Вы же, успешно зарегистрировав товарный знак для одежды (и для услуг по ее продаже), в соответствии с российским законодательством, можете эффективно бороться с такими нарушениями, поскольку Вы обладаете так называемыми исключительными (уникальными) правами на использование зарегистрированного обозначения и распоряжение им. Наличие у Вас регистрации и отсутствие регистрации знака у нарушителя – Вашего конкурента – уже достаточное основание для направления претензий и подачи иска в суд, каких-либо иных доказательств потребуется по минимуму.

С другой же стороны, зарегистрировав на себя товарный знак, Вы сможете обезопасить себя и от претензий иных лиц. Наличие свидетельства на торговую марку подтверждает, что Вы – ее законный обладатель, можете ее использовать любыми возможными способами в том виде, в котором она зарегистрирована, и для тех товаров и услуг, которые есть в свидетельстве.

Наконец, еще один веский довод в пользу регистрации связан с все более популярной сегодня практикой. На текущий момент подавляющее большинство крупных интернет-магазинов с многотысячной (или даже многомиллионной «аудиторией») требует у поставщика товара подтверждения регистрации (или хотя бы подачи заявки). Это актуально и для AliExpress, и для Lamoda и для многих других крупных «сетей» подобного типа. Для новых брендов одежды продвижение на такой популярной площадке – порой, единственный способ быстро и эффективно выйти на рынок и привлечь внимание потребителей, пользуясь налаженными за десятилетия каналами продаж.

Можно ли зарегистрировать товарный знак самостоятельно?


Да, зарегистрировать товарный знак самостоятельно можно. Однако, мы рекомендуем Вам поручить это специализированной компании по регистрации и защите объектов интеллектуальной собственности, так они обладают достаточным опытом и знаниями, чтобы Ваша регистрация прошла, по возможности, быстро и без проблем.

Регистрация бренда в качестве товарного знака, это, к сожалению, долгая и сложная процедура. Заявка на регистрацию – объемный сложный документ со множеством полей, которые нужно понимать, как заполнять. Там должны быть указаны корректные и актуальные данные – согласно формальным требованиям, предусмотренным законодательством страны и нормативными актами Федеральной службы по интеллектуальной собственности. Любой недочет в заявочной документации повлечет за собой запрос ведомства, и если на него не ответить, или ответить неправильно – по форме или по существу, – Ваша заявка может быть отозвана. Вы потеряете дату приоритета. Кроме того, пошлины в этом случае не возвращаются (полностью или частично).

Еще одно преимущества работы с патентным бюро: размер пошлин будет ниже. Так, например, наша компания подавляющее большинство заявок на регистрацию товарных знаков подает электронно: у каждого патентного поверенного есть свой личный кабинет на сайте ведомства; все документы подписываются электронной цифровой подписью. Помимо того, что это обеспечивает максимальную оперативность (оригиналы документов вообще не нужны), это также позволяет существенно экономить: при ведении электронного документооборота предусмотрена скидка в 30% на все пошлины. А поскольку товарный знак, в принципе, достаточно дорогой объект интеллектуальной собственности в плане всех расходов по регистрации, эта скидка позволяет сократить пошлины на достаточно существенные суммы.

Кроме того, опытный патентный поверенный сможет до подачи заявки определить шансы на его успешную регистрацию. Гражданский кодекс РФ предусматривает достаточно большой список возможных оснований для отказа в регистрации, и если экспертом по Вашей заявке будет выявлено хотя бы одно, в регистрации Вам откажут, и получится, что Вы зря потратили время и деньги. Патентный поверенный сможет же сразу оценить, нет ли абсолютных оснований для отказа в регистрации (не является ли Ваш знак описательным или общепринятым обозначением, есть ли у него различительная способность, не вводит ли он потребителя в заблуждение).

Есть еще относительные основания для отказа в регистрации (наличие у кого-либо другого более раннего зарегистрированного знака или заявки – тождественных или сходных – для однородных товаров и услуг. Проверку по этим основаниям патентный поверенный сможет провести в рамках отдельной услуги – так называемого поиска. Это, по сути, аналог экспертизы Роспатента, просто он проводится до подачи заявки, чтобы сразу оценить шансы на успех и выявить все возможные проблемы, предотвратить их или минимизировать. По итогам такого поиска Поверенный не просто предоставит Вам подробный отчет, но и озвучит свои рекомендации и предложит оптимальную стратегию регистрации.

Как выбрать бренд для регистрации?


В качестве товарного знака в России могут быть зарегистрированы слова, словосочетания, изображения, комбинированные логотипы из нескольких элементов, объемные фигуры, цвета и даже мелодии.

Как правило, для одежды производители выбирают либо слово/словосочетание, либо комбинацию «слово + картинка» (так называемый комбинированный товарный знак) – так чтобы потребитель видел и визуально привлекательный логотип, и запоминающееся, легко произносимое слово, которое также можно эффективно использовать в рекламе и маркетинге и выстраивать вокруг него всю стратегию продвижения бренда.

Вы можете подать на регистрацию как черно-белое, так и цветное обозначение. Слова могут быть выполнены в латинице, кириллице или на любом языке мира. Картинка также может быть практически любая, главное, чтобы она не противоречила общественным интересам и не вводила потребителя в заблуждение (это актуально и для словесных элементов).

Основное требование здесь – оригинальность. Вы должны выбрать знак, который до Вас еще не регистрировали. Мы настоятельно рекомендуем использовать такое обозначение, которое не будет ассоциироваться у потребителей с каким-либо известным брендом. Сегодня «гиганты» рынка, «имена» которых у всех на слуху, все активнее предъявляют претензии всем тем, кто пытается использовать или регистрировать что-то похожее на их линейки продукции.

Какие данные нужно указать при подаче заявки на регистрацию?


При подаче заявки на регистрацию необходимо указать:
- сведения о товарном знаке: его изображение, вид (словесный, изобразительный, комбинированный), цветовое исполнение, описание, неохраняемые элементы (при их наличии)
- информация о заявителе (ИНН, КПП, ОГРН/ОГРНИП, полное наименование компании (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя)
- контактные данные
- сведения о представителе
- товары и услуги, для которых испрашивается регистрация

Заявка на регистрацию товарного знака подается в отношении определенного перечня товаров и услуг, которые делятся на классы. Классов всего 45. Подробнее о классах Вы можете узнать на нашем сайте: https://patentus.ru/tovarnye-znaki/mktu/

Мы рекомендуем Вам 25 класс МКТУ, в который входят одежда, обувь, головные уборы. Вас также может заинтересовать 35 класс, к которому относятся услуги по продаже и продвижению, услуги магазинов, интернет-магазинов, маркетинг и реклама.

Если Вы производите не только одежду, но и аксессуары, Вам подойдет и 18 класс: кожа и имитация кожи; изделия багажные и сумки для транспортировки; зонты от дождя и солнца; трости и др.

Сколько стоит регистрация товарного знака для бренда одежды?


В расчете будут учтены 25, 35 классы МКТУ, которые в подавляющем большинстве случаев указывают в заявке производители одежды. Дополнительные классы МКТУ увеличивают стоимость предварительной проверки (+ 2 000 руб. за каждый класс свыше 5-го ), стоимость наших услуг по регистрации (+ 2 000 руб.), а также госпошлину – в зависимости от количества классов.

1 этап – это предварительная проверка товарного знака; стоимость - от 15 000 руб., в зависимости от вида знака, срочности проверки (от 1-5 рабочих дней). Проверка не является обязательной процедурой и проводится на усмотрение клиента, она позволит оценить шансы на регистрацию и при необходимости доработать знак или составить план действий по преодолению выявленных проблем.

2 этап – это непосредственно сопровождение регистрации товарного знака: от 22500 руб., (оплачивается после предварительной проверки). Мы готовим, оформляем и подаем заявку в Роспатент в течение 4-5 рабочих дней, предварительно согласовав с Вами все сведения.

Пошлины Роспатента составят:

1. Пошлины Роспатента при подаче заявки: от 10 500 руб. (оплачиваются в Роспатент сразу).

2. Пошлина Роспатента при выдаче свидетельства: 12 600 руб. (оплачивается через 7-9 мес. при положительном решении)

* Пошлины указаны с учетом 30% скидки.

В указанную стоимость не входит стоимость услуг по подготовке и подаче ответов на запросы и предварительные отказы. Так, по Вашей заявке могут быть получены формальные запросы, на которые необходимо будет отвечать (как правило, в течение 3 месяцев), иначе заявка будет отозвана. Если такие запросы получены по вине или невнимательности патентного бюро, из общепринятой практики, оно будет отвечать на них безвозмездно. Хотя среди лидирующих компаний в сфере интеллектуальной собственности вероятность получить такой запрос минимальна.

Кроме того, по итогам экспертизы Вы можете получить уведомление экспертизы по существу – предварительный отказ, в котором будут содержатся доводы экспертизы касательно того, что Ваш знак по указанным причинам не может быть зарегистрирован для всего заявленного перечня товаров/услуг или для части такого перечня. На ответ на уведомление дается полгода. В рамках ответа можно пытаться убедить экспертизу в отсутствии препятствий к регистрации. Например, пробовать доказать, что Ваш знак и противопоставленный Вам чужой знак не сходны. Также за эти полгода можно пытаться обращаться к правообладателям противопоставленных регистраций за так называемыми письмами-согласиями или за покупкой их знака для приоритетных для Вас позиций. Если у Вас все получится, предварительный отказ будет преодолен, и по Вашей заявке будет вынесено решение о регистрации.

Сколько длится регистрация товарного знака для бренда одежды?

Согласно законодательству, экспертиза обязана вынести решение в срок 12 месяцев с даты принятия решения о рассмотрении. На практике, этот срок составляет 8-10 месяцев.

Срок получения результатов экспертизы по существу можно официально сократить в срок до 2 месяцев.

Стоимость ускорения составит:
Услуги поверенного по ускорению рассмотрения одной заявки: 49 000 руб.

Тариф Роспатента при ускорении за 2 месяца:
- для одного словесного обозначения (только слово) – 94 400 руб.;
- для одного изобразительного (только картинка) – 94 400 руб.;
- для одного комбинированного обозначения (слово+картинка) – 188 800 руб.

Обращаем Ваше внимание, что сокращение срока экспертизы по существу не влияет на содержание результатов экспертизы. Таким образом, запустив процедуру ускорения, можно гораздо быстрее получить результат экспертизы (решение о регистрации или уведомление о результатах проверки соответствия).

Если Вы производите или продаете одежду, регистрация товарного знака должна быть одной из Ваших наиболее приоритетных задач. Ошибки в этом процессе очень нежелательны: Вы можете потратить много времени и средств на подачу заявки, но в итоге получить отказ. Поэтому мы рекомендуем Вам доверить регистрацию Вашей торговой марки профессионалам. Оставьте нам свои контактные данные, и мы обязательно свяжемся с Вами и расскажем обо всех особенностях регистрации товарного знака для бренда одежды!

Вернуться в раздел «Товарные знаки»