Авторские права на логотип: оформление, риски, особенности

Авторские права на логотип: оформление, риски, особенности

Товарные знаки

На логотип, разработанный дизайнером для использования в качестве товарного знака, распространяются авторские права. Они охраняются независимо от исключительных прав на товарный знак, возникающих с даты регистрации товарного знака в Роспатенте, и существуют параллельно с ними – как до такой регистрации, так и после нее.

Регистрация товарного знака в РФ
  • Полное сопровождение
  • Экономия от 10 000 руб на пошлинах
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Подробнее

Отличие авторских прав на логотип от прав на товарный знак

На логотип, разработанный дизайнером для использования в качестве товарного знака, распространяются авторские права. Они охраняются независимо от исключительных прав на товарный знак, которые возникают только при условии регистрации, и существуют параллельно с ними.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется их регистрация или соблюдение каких-либо иных формальностей (п. 4 ст. 1259). Авторское право возникает автоматически с даты создания произведения графического искусства. Кроме того, оно действует на территорию всего мира, тогда как право на товарный знак потребуется специально приобретать на территории каждой страны отдельно.

Зарегистрируйте товарный знак для защиты

Авторские права на логотип не нуждаются в регистрации

На сегодняшний день существует множество различных депозитариев, предлагающих регистрацию авторских прав, которые буквально хранят информацию о том, что объект охраны предъявлен неким лицом на определенную дату.

Однако такая регистрация является необязательной. Для доказательства принадлежности авторских прав достаточно продемонстрировать цепочку их перехода к текущему правообладателю (договоры с автором, последующими правообладателями), а также исходный файл, свойства которого отображают дату его создания и имя автора. Именно в таком виде доказательства принадлежности авторских прав принимаются судами и считаются достоверными – до тех пор, пока другое лицо не продемонстрирует убедительные доказательства более раннего создания такого же результата творчества.

Достаточно ли авторских прав для защиты логотипа от недобросовестных действий?

Наличия самих по себе авторских прав недостаточно для защиты логотипа от конкурентов при его использовании на рынке в отношении товаров и услуг. Дело в том, что авторское право (copyright) охраняет объекты изобразительного искусства и графического дизайна от воспроизведения – то есть, от копирования без видимых изменений.

Существует такой способ нарушения авторских прав на логотип как переработка объекта. Однако доказать факт переработки на практике бывает непросто, если отсутствуют доказательства того, что нарушитель знал о существовании переработанного объекта – то есть, имел доступ к нему, видел, срисовывал или обрабатывал на компьютере. Во многих случаях доказать, что подражатель создал свое произведение не самостоятельно, бывает практически невозможно.

Напротив, зарегистрированный товарный знак охраняется от использования другими лицами обозначений, сходных до степени смешения с ним (производящих сходное общее впечатление). Но для этого необходима его регистрация в каждой стране, где предполагается использование, и в отношении конкретных товаров или услуг.

Возможности оформления авторских прав на логотип в договорах

Для юридической «очистки» авторских прав на логотип рекомендуется обязательно включать условия об отчуждении авторских прав(передача в полном объеме) в договоры на разработку логотипа. Важно также, чтобы дизайнер или его работодатель предоставили гарантии создания логотипа самостоятельным творческим трудом – без заимствования элементов чужого творчества.

В обеспечение таких гарантий лицом, разработавшим логотип, предоставляется обязательство возместить заказчику любые затраты, которые он понесет в случае предъявления претензий со стороны третьих лиц о нарушении авторских прав – в случае, если такие претензии будут признаны обоснованными судом. Как минимум, желательно предусмотреть обязательство лица, передающего авторские права, оказывать содействие заказчику в случае предъявления претензий, в том числе давать показания в суде.

Авторские права на логотип: оформление, риски, особенности

Позиция дизайнера

В рамках обсуждения таких положений договора может оказаться, что дизайнер не готов подписаться под тем, что логотип полностью состоит из оригинальных элементов. Но в таком случае непонятно, за что вы платите деньги, если дизайнер просто использовал для создания вашего логотипа графический элемент из библиотеки (клип-арт) и шрифт, разработанный другим автором. В таком случае вы рискуете столкнуться со сходными логотипами как в рамках регистрации товарного знака, так и непосредственно при использовании вашего обозначения на рынке.

Важно понимать, что авторским правом охраняются и шрифты. Если дизайнер не разрабатывал для вас специально фирменный шрифт, а воспользовался шрифтом коммерческим или распространяемым бесплатно, он должен сообщить вам об этом и предоставить необходимые ссылки для приобретения прав на шрифт или же доказательства того, что шрифт является условно свободным для использования.

Проверка графической части логотипа по базам зарегистрированных обозначений

Если в составе логотипа присутствует отдельный от словесного графический элемент (оригинальный символ, монограмма, стилизованное изображение какого-либо предмета или существа), договор с гарантиями оригинальности результата творчества дизайнера заключен и вы полностью уверены в том, что такой элемент разработан вами или дизайнером по вашему заказу полностью «с нуля» и без каких-либо заимствований, вы даже можете позволить себе отказаться от проверки графической части товарного знака перед регистрацией.

Однако это не универсальная рекомендация - например, имеет значение степень сложности графического элемента, поскольку несложные символы или предметы вполне возможно одинаково изобразить и случайно. В этой связи интересна такая формулировка договора, учитывающая возможность случайного параллельного создания одинаковых простых картинок разными авторами: «Автор не исключает, что отдельные сравнительно более примитивные графические элементы (например, какой-то простой символ) могли быть независимо созданы ранее другими лицами. В случае возникновения каких-либо претензий к Приобретателю, связанных с такого рода совпадениями, Автор обязуется оказать Приобретателю содействие в доказывании того, что спорные элементы созданы самостоятельно».

Какие объективные риски существуют?

Если у вас нет договора о передаче авторских прав на логотип, и вы не можете разыскать дизайнера или бюро, которые давным-давно его разрабатывали, риски того, что дизайнер когда-нибудь объявится и будет злостно препятствовать использованию вашего товарного знака, вряд ли можно оценить как высокие. Тем не менее, как мы уже объяснили выше, без договорных гарантий оригинальности логотипа нельзя исключать, что претензии могут поступить от имени лиц, чьи результаты творчества дизайнер неправомерно выдал за свои.

Наиболее высокие риски предъявления претензий о нарушении авторских прав существуют в ситуациях, когда логотип разрабатывал кто-либо из сотрудников компании. Иногда логотип и иную фирменную символику разрабатывает руководитель организации или даже один из учредителей, ведь компьютерная графика – это достаточно популярное хобби. Допустим, ваши пути разошлись, но до этого логотип уже использовался компанией продолжительное время, а теперь вы решили зарегистрировать его в качестве товарного знака.

Может ли бывший партнер или сотрудник, разработавший логотип, воспрепятствовать регистрации товарного знака?

На основании авторских прав на логотип самих по себе – с трудом. Существует правило пп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК РФ, запрещающее регистрацию в качестве товарных знаков объектов авторских прав. Но данные положения запрещают регистрацию известных в Российской Федерации произведений, что не вполне применимо к логотипу, разработанному и используемом компанией локально.

На практике доказательства более раннего создания логотипа как объекта авторских прав используются в дополнение к другим основаниям для оспаривания регистрации товарного знака. Например, введение потребителя в заблуждение или недобросовестная конкуренция – если, например, конкурент выделился из вашей фирмы и подал на регистрацию логотип, который разработан вашим сотрудником и приобрел известность в вашей деятельности.

Тем не менее, даже если автору логотипа не удастся прекратить действие регистрации вашего товарного знака, но авторские права у него остаются, он гипотетически вполне может препятствовать использованию вашего товарного знака на основании их принадлежности.

Критерии охраны произведений авторским правом

Интересно, что в сфере авторского права применяется критерий «творческости» охраняемого результата. Вопрос, является ли объект результатом творческой деятельности или рутинной технической работы, нередко исследуется в рамках судебных споров и относится на усмотрение специальных экспертов – как правило, художников или искусствоведов. Именно в таком порядке сравнительно примитивный рисунок (например, несложный векторный шаблон или даже оригинальное исполнение распространенного символа) может быть признан не подлежащим охране авторским правом.

Но такая оценка на практике носит крайне субъективный характер. И с учетом общей тенденции примитивизации визуальных искусств можно надеяться, что со временем все более простые произведения будут признаваться охраняемыми.

Отдельно следует упомянуть о порядке оформления результатов творческой деятельности, созданных в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение).

Регистрация товарного знака в РФ
  • Полное сопровождение
  • Экономия от 10 000 руб на пошлинах
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Подробнее

Порядок оформления авторских прав на объекты, созданные сотрудниками

Если иное не предусмотрено трудовым договором или гражданско-правовым договором с сотрудником, исключительное авторское право на созданный им результат принадлежит работодателю (п. 2 ст. 1295 ГК РФ). Однако следует учитывать, что для произведений графического дизайна, в том числе любых элементов фирменной айдентики, такие положения закона формально будут применимы, если они созданы лицом, имеющим профессиональное творческое образование.

То есть, если у вас разработкой элементов графического дизайна занимается лицо, не имеющее соответствующей квалификации, для того, чтобы исключительные права на результаты его творчества принадлежали вашей компании автоматически, необходимо прописать такие обязанности в содержании трудового договора, должностной инструкции или конкретного служебного задания. То же самое справедливо, к примеру, для статей, которые пишутся сотрудником, не являющимся профессиональным журналистом или литературным работником.

Наши специалисты будут рады помочь Вам с оформлением авторских прав на логотип и иные результаты творческой деятельности.

Прочитайте нашу статью: Как запатентовать название фирмы и логотип, чтобы узнать как защитить свою интеллектуальную собственность.

Интересует защита прав на товарный знак?

Анна Атякшина
Регистрация товарного знака в РФ
  • Полное сопровождение
  • Экономия от 10 000 руб на пошлинах
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Подробнее
Похожие статьи
  • Товарные знаки
    Регистрации товарного знака: преимущества, обязанности, риски

    Для любого современного обывателя стало привычным изобилие различных магазинов, начиная с продуктовых и заканчивая ювелирными. Но не все знают, что практически за каждой вывеской кроется товарный знак.

  • Товарные знаки
    Как разработчику защитить авторское право на ПО

    Юристы знают, как защитить авторские права при написании книги, картины, создании фотографий или видеоконтента. Доказать авторство можно с помощью исходника, холста, рукописи. Но как быть, если вы являетесь разработчиком ПО или базы данных? Ведь в этом случае могут возникнуть сомнения, кому принадлежат права на программу, как передать их другому лицу. И самый главный вопрос - как обеспечить защиту собственных прав, предотвратить незаконное использование и копирование объектов интеллектуальной собственности.

  • Товарные знаки
    Виды товарных знаков

    Ежегодно в России подается около пятидесяти тысяч заявок на регистрацию различных видов и типов товарных знаков. Их количество в нашей стране уже почти перешагнуло за отметку в полмиллиона. Выделить свой товар или услугу на рынке, а именно для этого и разрабатываются товарные знаки, можно по-разному. Какие же виды обозначений сегодня существуют и насколько сложно найти действительно оригинальное название для своей продукции?

  • Товарные знаки
    Регистрация логотипа в РФ — как запатентовать логотип и название в Роспатенте и сколько стоит патентование бренда в Москве

    Одна компания из Иркутска производила и продавала безалкогольные напитки под запатентованным брендом. Через некоторое время другая фирма под Краснодаром наладила производство и продажу безалкогольных напитков с таким же названием.


  • Товарные знаки
    Что такое реестр отечественного ПО?

    Импортозамещение – ключевой термин текущей (громкое слово, зажмите уши) исторической эпохи в России. Мы заменяем иностранные лекарства, иностранное зерно и – иностранное программное обеспечение.

  • Товарные знаки
    Создание охраноспособного товарного знака

    Товарные знаки стали важным аспектом современного бизнеса, средством выделения товаров, услуг. Узнаваемое обозначение делает товар узнаваемой у потребителей, облегчает выбор.

  • Товарные знаки
    Что такое предупредительная маркировка?

    Стали владельцем зарегистрированного товарного знака и хотите, чтобы об этом знали Ваши конкуренты и покупатели товара? В этом случае Вы можете использовать предупредительную маркировку или иными словами «знак охраны товарного знака».

  • Товарные знаки
    Регистрация аббревиатуры в качестве товарного знака

    Многие компании и предприниматели, выбирая обозначение для регистрации в качестве товарного знака, задумываются о получении правовой охраны для аббревиатуры – то есть сокращенного наименования, как правило, состоящего из первых букв слов в названии компании.

Вернуться в раздел «Товарные знаки»