Законодательные нормы по правовой охране товарных знаков
По закону товарный знак является обозначением, которое помогает отличать услуги, товары друг от друга. При этом не все символы могут быть зарегистрированы в таком качестве. Однако законодательство не дает точных обозначений, допускаемых к регистрации. Ведь такой подход ограничил бы возможность создания товарных знаков. Однако есть международные нормы, регламентирующие разные виды и категории обозначений, которые могут быть словесными, объемными, звуковыми и т.д.
В российском законодательстве нет полного перечня символов и наименований, допустимых к регистрации, но предусмотрены и обоснованы причины для отказа в государственной регистрации. Перечислим их:
1. Регистрация не допускается, если товарный знак не имеет различительных характеристик, а также состоит из:
-
элементов, которые имеют всеобщее употребление;
-
общепринятых терминов;
-
элементов, которые определяют качество, характеристики, назначение товаров, а также место, дату, метод изготовления, способ реализации;
-
обозначений, определяющихся характеристиками или назначением продукции.
Приведенные обозначения могут быть частью товарного знака в качестве неохраняемых при условии, если они не являются основными элементами знака.
Положения приведенного пункта закона не распространяются на обозначения, которые приобрели различительную способность при использовании или в результате комбинирования разных фрагментов, даже если каждый из них по отдельности не может быть охраняемым законом.
2. Невозможна регистрация ТЗ, которые противоречат Ст. 1231 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Статья регламентирует действие исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые приняты в рамках международных соглашений.
3. Не регистрируются обозначения, которые вводят в заблуждение потребителя, а также не соответствуют принципам морали.
4. Не разрешается регистрация знаков сходных или тождественных с:
-
официальными названиями, изображениями значимых культурных и природных объектов;
-
изображений культурных ценностей, если на это нет согласия собственников.
5. Запрещена регистрация товарных символов, в которых есть элементы, охраняемые в определенной стране. Такие обозначения идентифицируются с конкретным товаром, определяют в сознании покупателя свойства продуктов, выращиваемых в конкретной местности. Этот пункт действует согласно международным договорам России с другими странами, касается прежде всего алкогольных напитков, чаще всего вина.
6. По закону не регистрируются обозначения, которые сходны :
-
заявленными ранее на регистрацию знаками, а потому более приоритетными для рассмотрения;
-
уже зарегистрированными, в том числе на территории других государств, если с ними заключены международные соглашения об охране интеллектуальной собственности;
-
общепризнанные и известные на территории страны до подачи заявления на регистрацию сходных обозначений.
Если заявление на регистрацию сходного товарного знака было отозвано, то процедура может быть выполнена. Возможна регистрация обозначения, сходного с зарегистрированным, если на это получено согласие правообладателя. Разрешение не может быть отозвано в случае его выдачи. Это не касается обозначений, которые схожи до полного смешения с легко узнаваемыми коллективными символами. В противном случае регистрация невозможна даже при получении согласия правообладателя.
7. Нельзя регистрировать обозначения:
-
имитирующие или содержащие названия географических объектов, которые охраняются Гражданским кодексом (исключение - обозначение является неохраняемым элементом товарного знака, регистрируемого на лицо, которое имеет право на его использование);
-
имитирующие или воспроизводящие места происхождения продуктов, ассоциирующихся с конкретными географическими указаниями, способные нарушить права обладателей разрешения на их использование.
8. Названия не могут быть товарными знаками, если они сходны с охраняемыми фирменными или коммерческими обозначениями, включая их отдельные фрагменты. Не регистрируются наименования селекционного достижения, если права на их использование есть у третьих лиц.
9. Не допустима регистрация названий, которые соответствуют:
-
названию художественной литературы, произведению искусства или достижению науки, конкретному персонаж, а также тождественны какому-то фрагменту (при условии, что не было получено согласие правообладателя);
-
псевдониму, имени, портрету знаменитого человека, который хорошо известен в стране, если заявитель не имеет согласия лица или его наследника;
-
существующему на момент подачи заявки на регистрацию промышленному образцу, у которого есть правообладатели.
10. Не регистрируются обозначения и элементы символов, которые охраняются Гражданским Кодексом в качестве средств индивидуализации. При этом допустима регистрация при согласии правообладателя.
11. Невозможно получить правовую охрану обозначений, которые зарегистрированы в соответствии с международными соглашениями России.
Важность охраноспособного товарного знака
Товарный знак - это обозначение, которое помогает покупателю различать продукцию разных производителей. Товарный знак может быть:
-
словесным, то есть состоять из букв, словосочетаний, предложений на русском или другом языках;
-
изобразительным - состоять из изображения без текста;
-
комбинированным, сочетающим несколько разных элементов;
-
звуковым, представляющим собой звуки, мелодии, вокальные фразы, природные, промышленные и другие виды шумов;
-
объемным, представляющим собой трехмерную фигуру.
Предпринимателю нужно не только разработать, но и зарегистрировать знак. Это поможет обеспечить правовую охрану знака, защитить от незаконного применения, копирования без получения разрешения. Благодаря товарному знаку покупатель выделяет продукцию среди конкурентов, выбирает конкретный товар. Регистрация - гарантия того, что ставший популярным продукт не будет использован другими компаниями с целью наживы. То есть официальная регистрация обозначения обезопасит финансы, позволит защитить вашу прибыль. Поэтому нужно понимать важность символики, которая может быть зарегистрирована. Но как создать такое обозначение?
Чтобы не потерять прибыль компании, нужно уделить внимание охраноспособности товарного знака. Руководители поручают разработку уникального обозначения дизайнерам, которые создают фирменный стиль. Символика становится его частью, при этом нередко не может быть зарегистрирована. В итоге предприниматель тратит деньги на разработку фирменного стиля, забывая о важности получения охраноспособного уникального обозначения своих товаров. Чтобы создать такой товарный знак, нужно обратиться к экспертам. Профессионалы знают, как не нарушая законодательства страны разработать охраноспособный символ, вызывающий приятные ассоциации с товаром.
Для предпринимателя важно, что такой товарный знак станет защищенным законом, обозначение никто не сможет использовать без согласия обладателя. Причем опасность исходит не только от конкурентов. Есть явление, которое называют "патентный троллинг". Предприимчивые люди ищут незарегистрированные, но эксплуатируемые названия, а затем оформляют их на свое имя. Мошенники предлагают предпринимателю купить его же символику, чтобы владелец бизнеса мог ее использовать.
Вот и получается, что создание охраноспособного обозначения - это эффективное вложение средств, которое позволяет защитить компанию от убытков. Поэтому для успешного продвижения бизнеса нужно разработать фирменный стиль, продвигать товары в социальных сетях и поисковых системах, рекламировать продукцию. А еще - придумать и зарегистрировать товарный знак. Так бренд станет узнаваемым, а его обозначение получит правовую охрану.
Суммируем преимущества регистрации:
-
название компании не смогут использовать сторонние лица;
-
бренд станет более узнаваемым и популярным;
-
товары будут выделяться среди подобной продукции;
-
можно начать продавать франшизу;
-
прибыль компании увеличится.
Если после регистрации другие компании эксплуатируют торговое название, то через суд можно добиться запрета на противоправные действия, нарушающие закон, а также получить компенсацию. При этом оригинальное наименование можно сделать нематериальным активом, что увеличит стоимость бренда при его продаже.
- Полное сопровождение
- 30%-я экономия на пошлинах
- Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Как повысить охраноспособность?
По закону предпринимать не обязан регистрировать уникальное обозначение, но такое решение принимают владельцы бизнеса, которые дорожат своим делом, не хотят отдавать прибыль конкурентам. Чтобы получить охраноспособный товарный знак, он должен соответствовать законодательству страны. Только в этом случае знак можно зарегистрировать, защитить от использования третьими лицами. Чтобы знак получил правовую охрану, он должен обладать различительной способностью. Это означает, что потребитель сможет отличить товар конкретной компании от другой продукции.
Различительной способностью не обладают аббревиатуры, отраслевая символика, родовые понятие. Недопустимо оформлять имеющие всеобщее употребление слова, которые обозначают предмет, выпускаемый другими производителями. Например, не станет зарегистрированной торговой маркой "термос" или "микроволновая печь". Нельзя оформить общепринятые обозначения из нефтяной или медицинской сферы, определенные слова, например, "хлеб" или "молоко", валютные знаки, общепринятые термины.
Чтобы получить высокую различительную способность, символ должен быть оригинальным, непохожим на существующие названия. В изображение можно ввести дополнительные абстрактные элементы. Также допустимо комбинировать разные фрагменты для получения оригинальной композиции, которая воспринимается отдельно от ее частей. Чтобы повысить различительную способность, можно использовать уникальные шрифты, дополнять графические элементы текстом.
Словесные торговые знаки могут быть созданы с помощью неологизмов, однако стоит избегать сложных слов, которые образованы двумя и более лексемами с определенным смыслом. Например, если в слогане есть два элемента, один указывает на конкретные услуги или товар, второй - на конкретное место, то девиз не будет зарегистрирован. Выходом станет использование устаревших слов, эпитетов, метафор. Не стоит напрямую называть предмет, указывать на его особенности, нужно проявить фантазию, задействовать ассоциации, что позволит придумать нетривиальный и при этом охраноспособный слоган. Такой товарный знак можно будет зарегистрировать.
Не придуманы универсальные рекомендации по составлению девизов, которыми можно воспользоваться. Но нужно сохранить баланс между прямой ассоциацией с продукцией и отсутствием указания на товар. Поэтому создание охраноспособных торговых знаков - это сложная задача, решение которой лучше поручить специалистам. Эксперты творчески подходят к вопросу, используют нетривиальные методы для получения уникальных обозначений, которые могут быть зарегистрированы. Профессионалы учитывают возможные поводы для отказа, которые могут быть не только абсолютными, о чем мы писали ранее, но и относительными. Так, основанием для отклонения запроса на регистрацию может стать действие старших прав. Если на момент подачи заявки уже были официально оформлены в качестве торгового знака определенные фирменные наименования, то они являются объектами авторских прав, а значит охраняются законом.