Регистрация товарного знака в 2023 году

Регистрация товарного знака в 2023 году

Товарные знаки

Ежегодное увеличение числа заявок на регистрацию товарных знаков свидетельствует о росте деловой активности в стране и демонстрирует зрелость сложившейся системы защиты объектов интеллектуальной собственности. В связи с этим Государственной Думой принят ряд изменений в часть четвертую Гражданского кодекса РФ.

Регистрация товарных знаков в 2023 году

Регистрация товарного знака в РФ
  • Полное сопровождение
  • 30%-я экономия на пошлинах
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Подробнее

Граждане смогут регистрировать товарные знаки

В целях стимулирования интереса предпринимателей к использованию средств индивидуализации своих товаров и услуг 28 июня 2022 года был принят Федеральный закон № 193-ФЗ. Он внес изменения в часть четвертую Гражданского кодекса РФ. Новшества коснулись круга субъектов, которые могут быть обладателями исключительного права на товарный знак. С 29 июня 2023 года, помимо организаций и индивидуальных предпринимателей, регистрировать обозначения смогут также физические лица, в том числе самозанятые и граждане иностранных государств, ведущие бизнес без образования ИП.

Благодаря нововведению у россиян появится дополнительная возможность развития личных брендов. Это пригодится, если человек, например, оказывает услуги репетитора или продает дизайнерские товары. Самозанятые без юридических рисков смогут продвигать свои продукты.

Бесплатная консультация эксперта

Наследникам правообладателей больше не придется открывать ИП

До вступления в действие Федерального закона № 193-ФЗ от 28 июня 2022 года наследники правообладателя должны были открыть ИП или передать исключительные права на товарный знак. С 29 июня 2023 года проводить такие манипуляции не потребуется.

Наследование торговых марок может породить проблемы, связанные с их неиспользованием. Пункт 1 статьи 1486 ГК РФ допускает досрочное прекращение правовой охраны, если обозначение не используется в течение трех лет. Если наследник не планирует пользоваться товарным знаком и добровольно не отказывается от прав на него, то третьим лицам придется ждать три года, чтобы получить возможность его законного использования.

Существует вероятность, что наследование товарных знаков будет вводить потребителей в заблуждение. Качество товаров или услуг наследника может отличаться от того, каким оно было у наследодателя. Аналогичная ситуация возникает при отчуждении исключительного права на товарный знак. Запрет введения потребителя в заблуждение содержится в пункте 2 статьи 1488 ГК РФ. В 2023 году данная норма распространится на использование географических указаний.

Регистрация товарного знака самозанятыми

Уточнен порядок применения товарных знаков с географическими указаниями

Еще одним новшеством законодательства в сфере интеллектуальной собственности в 2023 году является запрет на регистрацию, отчуждение и использование товарных знаков в отношении однородных товаров, если такие действия могут ввести потребителя в заблуждение относительно места их производства. Соответствующие изменения внесены в часть четвертую Гражданского кодекса РФ Федеральным законом от 28.05.2022 № 143-ФЗ и вступают в силу с 29 мая 2023 года.

Нельзя регистрировать обозначения однородных товаров, имитирующие или воспроизводящие географические указания. Исключением являются случаи, когда они включены в товарный знак в качестве неохраняемых элементов и заявитель является правообладателем указания на место происхождение товара. Аналогичные ограничения распространяются на отчуждение и предоставление права использования торговой марки.

Когда товары не являются однородными, запрет действует, если:

  • обозначение может ассоциироваться потребителями с географическим указанием;
  • использование логотипа способно навредить владельцу указания.

Что такое товарный знак и знак обслуживания?

Товарный знак (знак обслуживания) — это текстовое, графическое, объемное, комбинированное или иное обозначение товаров (услуг), которое используется для их индивидуализации. По нему потребители находят и отличают продукты конкретного производителя среди аналогичных предложений на рынке.

Российское законодательство не содержит понятий «логотип», «бренд» и «торговая марка». Все они регистрируются и получают правовую защиту на территории России как товарный знак.

Например, бренд — это комплексное средство индивидуализации бизнеса. Он включает в себя множество взаимосвязанных компонентов: название, логотип, фирменную палитру цветов, оригинальные звуки, графику и т. д. Каждая из составных частей бренда регистрируется в качестве отдельного товарного знака. Только так можно получить полную и всестороннюю правовую защиту.

Не стоит путать понятия «товарный знак» и «фирменное наименование». Последнее включается в единый государственный реестр при создании фирмы. Фирменное наименование используется в гражданском обороте для обозначения конкретного юридического лица.

Что дает регистрация товарного знака?

Свидетельство о регистрации товарного знака — официальный документ, подтверждающий наличие у правообладателя исключительного права на использование заявленного им обозначения. Это значит, что:

  • без разрешения правообладателя никому нельзя использовать зарегистрированный товарный знак или сходные с ним до степени смешения обозначения в отношении тех же или однородных товаров (услуг);
  • владелец торговой марки вправе запрещать третьим лицам ее использование на территории государства, где она была зарегистрирована;
  • правообладатель может предоставить право использования товарного знака любому лицу по своему усмотрению на основании лицензионного договора;
  • исключительные права на зарегистрированное обозначение могут быть переданы другому лицу по договору об отчуждении;
  • товары, упаковка, этикетки, на которых незаконно размещен товарный знак, являются контрафактными;
  • правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения контрафакта;
  • правообладатель вправе потребовать от нарушителя возмещения убытков или уплаты денежной компенсации в размере до 5 млн рублей.

Товарный знак — нематериальный актив, ценность которого возрастает по мере увеличения его узнаваемости среди потребителей. Рыночная стоимость известного зарегистрированного обозначения может составлять колоссальную сумму. Например, товарный знак Google оценивается на сегодняшний день в 44,3 миллиарда долларов США.

Зарегистрированное обозначение можно использовать для индивидуализации своей продукции среди конкурентов путем его размещения:

  • на упаковках, этикетках или на самих товарах;
  • при оказании услуг или выполнении работ;
  • на технических и эксплуатационных документах;
  • в коммерческих предложениях, рекламных материалах и на вывесках;
  • в глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе в доменном имени.

Что не может быть товарным знаком

Не каждое обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Законодательством установлен ряд ограничений. Полный перечень причин для отказа в регистрации содержится в статье 1483 ГК РФ. Не могут быть зарегистрированы обозначения, не обладающие различительной способностью, а также состоящие только из элементов, которые:

  • являются общепринятыми терминами и символами;
  • вошли во всеобщий оборот в качестве обозначения определенного вида товаров;
  • указывают на количество, качество, свойство или вид продукта, время, способ и место его производства;
  • являются формой товара, которая определяется его основным свойством или назначением.

В состав товарного знака нельзя включать элементы:

  • вводящие потребителей в заблуждение или содержащие ложные сведения;
  • противоречащие принципам гуманности, морали и общественным интересам;
  • тождественные или сходные до степени смешения с официальными изображениями и наименованиями особо ценных объектов природного и культурного наследия без согласия их собственников.

Не подлежат правовой охране в качестве товарных знаков:

  • государственные символы и знаки (гербы, флаги, денежные знаки, ордена и т. д.);
  • полные или сокращенные наименования международных организаций;
  • официальные награды, печати, контрольные, гарантийные или пробирные клейма, а также иные знаки отличия.

Как зарегистрировать товарный знак?

Процедура регистрации товарного знака состоит из следующих этапов:

1. Проверка обозначения на уникальность и соответствие требованиям закона. Для этого нужно выбрать классы по Международной классификации товаров и услуг (далее — МКТУ). Проверить обозначение по каждому из них, выявив схожие товарные знаки. Проанализировать все элементы торговой марки на возможность правовой охраны. Устранить выявленные недостатки обозначения.

2. Подготовка пакета документов. Для государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака потребуются:

  • заявка, заполненная по форме, с указанием данных о заявителе;
  • изображение заявленного обозначения;
  • перечень и описание классов МКТУ, в отношении которых запрашивается регистрация товарного знака;
  • описание заявленного обозначения;
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

3. Оплата госпошлины. Она включает в себя два платежа:

  • за регистрацию заявки и проведение формальной экспертизы — 3500 рублей + 1000 рублей за каждый класс МКТУ свыше пяти;
  • за проведение экспертизы обозначения по существу и принятие решения по ее итогам — 11 500 рублей + 2500 рублей за каждый класс МКТУ свыше одного.

Максимальный срок уплаты госпошлины составляет 2 недели со дня подачи заявки.

4. Подача документов в Роспатент. Заявка и приложения к ней могут быть составлены в электронном виде или на бумажном носителе. Цифровой документ следует подать через сайт ФИПС или ЕПГУ. Бумажный вариант передается в Роспатент лично или заказным письмом по адресу: Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1. Есть возможность прислать документы по факсу +7 (495) 531 63 18 с последующим представлением оригиналов.

5. Формальная экспертиза — проверка правильности уплаты госпошлины, наличия необходимых документов и соблюдения требований законодательства к их оформлению, а также анализ дополнительных материалов, представленных по запросу Роспатента. Срок проведения формальной экспертизы не должен превышать одного месяца с момента уплаты пошлин.

6. Экспертиза обозначения по существу. После успешного прохождения формальной проверки заявка на регистрацию товарного знака рассматривается детально. Если в ходе экспертизы установлено, что заявленное обозначение не соответствует требованиям статей 1477 и 1483 ГК РФ, заявителю направляется уведомление с предложением представить свои доводы и уточнения в течение шести месяцев. Если заявленное обозначение успешно прошло проверку, принимается решение о государственной регистрации товарного знака. Срок экспертизы по существу не должен превышать 12 месяцев со дня завершения предыдущего этапа.

7. Оплата пошлины за регистрацию товарного знака. Размер платежа составляет 6000 рублей + 1000 рублей за каждый класс МКТУ свыше пяти. За выдачу бумажного свидетельства придется заплатить еще 2000 рублей. Чтобы правильно рассчитать размер госпошлин, можно воспользоваться специальным онлайн-калькулятором на сайте ФИПС.

8. Получение свидетельства о регистрации товарного знака.

Регистрация товарного знака в РФ
  • Полное сопровождение
  • 30%-я экономия на пошлинах
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Подробнее

Услуги патентного поверенного

Процедура регистрации товарного знака достаточно сложная. Она требует от заявителя хорошего знания законодательства в сфере интеллектуальной собственности и практики его применения.

Проверяя обозначение самостоятельно и оформляя заявку без помощи патентного поверенного, вы рискуете потерять время и деньги. При отказе в регистрации товарного знака госпошлина не возвращается. Потерянное время может принести убытки в связи с неправомерным использованием чужого обозначения. Именно поэтому регистрацию товарного знака лучше доверить специалистам.

Эксперты патентного бюро PATENTUS помогут зарегистрировать ваш логотип или бренд в строгом соответствии с действующим законодательством.

Интересует защита интеллектуальной собственности?

Римма Слемцева
Регистрация товарного знака в РФ
  • Полное сопровождение
  • 30%-я экономия на пошлинах
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Подробнее
Похожие статьи
  • Товарные знаки
    Регистрация товарного знака в Евросоюзе

    Если Вы занимаетесь реализацией своих товаров и услуг в Европейском союзе, желательно обеспечить там правовую охрану для Вашего бренда, то есть зарегистрировать товарный знак.

  • Товарные знаки
    Регистрация товарного знака за рубежом

    Многие российские предприниматели, помимо завоевания российского рынка, планируют развитие своего бизнеса на международной арене и стремятся к популярности своих товаров и услуг у потребителей в зарубежных странах. Собственный запоминающийся бренд, марка, логотип, слоган, которые с юридической точки зрения правильно называть одним словом – «товарный знак», – одно из первых, приоритетных условий подобной популярности. Оригинальная торговая марка – это нечто, выделяющее (индивидуализирующее) в глазах потребителя продукцию одного производителя или поставщика услуг из всей остальной массы присутствующих на рынке опций.

  • Товарные знаки
    Регистрации товарного знака: преимущества, обязанности, риски

    Для любого современного обывателя стало привычным изобилие различных магазинов, начиная с продуктовых и заканчивая ювелирными. Но не все знают, что практически за каждой вывеской кроется товарный знак.

  • Товарные знаки
    Как разработчику защитить авторское право на ПО

    Юристы знают, как защитить авторские права при написании книги, картины, создании фотографий или видеоконтента. Доказать авторство можно с помощью исходника, холста, рукописи. Но как быть, если вы являетесь разработчиком ПО или базы данных? Ведь в этом случае могут возникнуть сомнения, кому принадлежат права на программу, как передать их другому лицу. И самый главный вопрос - как обеспечить защиту собственных прав, предотвратить незаконное использование и копирование объектов интеллектуальной собственности.

  • Товарные знаки
    Виды товарных знаков

    Ежегодно в России подается около пятидесяти тысяч заявок на регистрацию различных видов и типов товарных знаков. Их количество в нашей стране уже почти перешагнуло за отметку в полмиллиона. Выделить свой товар или услугу на рынке, а именно для этого и разрабатываются товарные знаки, можно по-разному. Какие же виды обозначений сегодня существуют и насколько сложно найти действительно оригинальное название для своей продукции?

  • Товарные знаки
    Регистрация логотипа в РФ — как запатентовать логотип и название в Роспатенте и сколько стоит патентование бренда в Москве

    Одна компания из Иркутска производила и продавала безалкогольные напитки под запатентованным брендом. Через некоторое время другая фирма под Краснодаром наладила производство и продажу безалкогольных напитков с таким же названием.


  • Товарные знаки
    Что такое реестр отечественного ПО?

    Импортозамещение – ключевой термин текущей (громкое слово, зажмите уши) исторической эпохи в России. Мы заменяем иностранные лекарства, иностранное зерно и – иностранное программное обеспечение.

  • Товарные знаки
    Создание охраноспособного товарного знака

    Товарные знаки стали важным аспектом современного бизнеса, средством выделения товаров, услуг. Узнаваемое обозначение делает товар узнаваемой у потребителей, облегчает выбор.

Вернуться в раздел «Товарные знаки»