Регистрация географического наименования

Регистрация географического наименования

Товарные знаки

Понятие «географических наименований» в сфере интеллектуальной собственности


В интеллектуальной собственности, как и в любой другой области, «географическое наименование» – это словесное обозначение (слово или словосочетание), предположительно связанное с какой-либо географической местностью, регионом. Оно может представлять собой непосредственное указание на географический объект или же быть производным от него.

Соответствующее название географического объекта может, в свою очередь, быть современным или историческим, официальным или неофициальным, полным или сокращенным

Однако, стоит отметить, эта связь не всегда прямолинейна, что оказывает непосредственное влияние на регистрацию географических наименований в качестве объектов интеллектуальной собственности.

Как можно получить права на географическое наименование?


Получение правовой охраны для географического наименования в качестве объекта интеллектуальной собственности, приобретение на него исключительных прав обладает множеством особенностей.

Географическое наименование можно зарегистрировать как товарный знак – то есть как обозначение, которое (в соответствии с Гражданским Кодексом РФ) отличает товары и услуги одного производителя от товаров и услуг всех других производителей и поставщиков, действующих на российском рынке (или международном рынке, если речь идет о международной регистрации ТЗ).

Права на географическое наименование также можно получить в рамках НМПТ (так называемого наименования места происхождения товара).

У этих двух объектов интеллектуальной собственности совершенно разные характеристики. Отличается порядок регистрации, объем правовой охраны, возможности реализации зарегистрированных прав. Выбирать тот или иной объект можно исходя из конкретных целей регистрации. Подробнее о них будет сказано далее.

Виды географических наименований


Первая категория – географические наименования, которые воспринимаются потребителями как конкретные указания на место производства товаров/ услуг или же местонахождение их производителя/поставщика. Это может быть также регион, с которыми связан какой-либо элемент «цепочки производства»: из такого конкретного региона может поставляться сырье, оно же может там обрабатываться; готовый товар может соответствовать местным стандартам или традициям и др.

Вторая категория географических наименований – такие обозначения, которые будут восприниматься потребителями как оригинальные, фантазийные, придуманные знаки, которые не вызывают прямых ассоциаций с конкретной территорий.

Третью категорию географических наименований можно назвать «комбинированной»: для каких-то товаров или услуг такое наименование может восприниматься как прямое указание на конкретный географический регион, связанный с их производством или реализацией, а для каких-то позиций потребитель будет воспринимать знак как оригинальный и фантазийный.

Географическое наименование в качестве товарного знака


В качестве товарного знака можно пробовать зарегистрировать географическое наименование, принадлежащее к любой из трех вышеперечисленных категорий (в этом первое отличие товарного знака от НМПТ).

В целях регистрации Вам необходимо самостоятельно или через специалистов подать заявку в российское патентное ведомство (Роспатент). В заявке в обязательном порядке указываются сведения о заявителе (его наименование, юридический адрес, ОГРН/ОГРНИП, ИНН, КПП), сведения о самом знаке (в заявку помещается его изображение и описание), сведения о товарах и услугах, для которых испрашивается регистрация (все товары и услуги делятся на 45 классов в соответствии с международной классификацией (МКТУ), правильно подобрать классы Вам поможет патентный поверенный). К заявке прикладывается подтверждение оплаты пошлины (за подачу заявки и проведение экспертизы). Заявка направляется в Роспатент лично, по почте или через специальный электронный кабинет.

По поданной заявке ведомством проводится сначала формальная экспертиза, а потом экспертиза по существу. Весь процесс занимает около года и заканчивается либо решением о регистрации, либо отказом. Основания для отказа могут быть разными, но есть некоторые, напрямую связанные с исследуемой «категорией» товарного знака, то есть характерны именно для географических наименований. О них и пойдет речь дальше.

Особенности регистрации и защиты географических наименований как товарных знаков


Требования к географическому наименованию, которое Вы собираетесь регистрировать в качестве товарного знака, содержатся в общей статье Гражданского кодекса РФ (ст. 1483 – основания для отказа в регистрации).

Во-первых, в соответствии с п. 3 этой статьи, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя. Примером такого «ложного обозначения» как раз и являются те географические наименования, которые претендуют на создание ассоциаций с конкретной территорией (что, очевидно, должно повысить их привлекательность для потребителя), но на самом деле, такой связью не обладают.

Так, например, производитель товара хочет создать у потребителя впечатление, что его продукция связана с конкретным географическим регионом, так как уже устоялось мнение, что соответствующие товары из этого региона обладают высоким качеством (например, французское вино или швейцарские часы). Если товар такого производителя никак не связан с Францией или, соответственно, со Швейцарией, а в заявленном на регистрацию знаке эти слова присутствуют, в регистрации товарного знака на имя этого производителя будет отказано, поскольку такая регистрация будет вводить потребителя в заблуждение (а на практике создавать производителю неоправданные конкурентные преимущества).

Чтобы преодолеть подобные доводы экспертизы и зарегистрировать знак, например, на российскую компанию или индивидуального предпринимателя, соответственно, нужно будет представить в Роспатент комплект документов, подтверждающих, что продукция действительно связанна с указанной географической местностью (упрощенно: что виноград для вина собирается на французских виноградниках, а механизмы для часов делает швейцарский дизайнер исключительно из деталей, изготовленных там же. Это не самые удачные примеры,  они приведены для наглядности. На практике все сложнее).

Второе распространенное основание для отказа в регистрации: отсутствие у товарного знака различительной способности. Это тоже характерно для первой категории знаков из трех, указанных выше (поскольку у второй категории есть оригинальность – следовательно, в большинстве случаев есть различительная способность).

В соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Роспатента, если товарный знак различительной способностью не обладает (то есть не может выполнять конкретную функцию различения (индивидуализации, или выделения) товара конкретного производителя из массы однородных), он не может быть зарегистрирован. Признается, что обозначения, которые только указывают на место производства товаров, место их сбыта, местонахождение их производителя – различительной способностью не обладают.

По этому основанию в качестве словесных товарных знаков как раз не могут быть зарегистрированы «швейцарские часы» или «французское вино»: они, по сути, просто описывают товар и его качества, и всем производителям «швейцарских часов» и «французского вина» эти обозначения должны быть доступны для использования (а товарный знак, как мы знаем, как раз запрещает использование обозначения всем остальным, кроме правообладателя).

Поэтому, как мы видим, с регистрацией конкретных географических наименований в их «чистом» виде могут быть проблемы: они могут быть признаны Роспатентом ложными и вводящими потребителя в заблуждение; если они не будут признаны ложными или вводящими потребителя в заблуждение, они могут быть признаны не обладающими различительной способностью.

В связи с этим мы всегда рекомендуем добавлять к географическому наименованию какое-либо оригинальное слово, фразу, так чтобы получалось единое фантазийное словосочетание, которое будет восприниматься российским потребителем, как придуманное понятие, и которое сможет отличать Вас от всех остальных производителей на рынке.

Так, если Вы не из Нижнего Новгорода, Вы вряд ли сможете зарегистрировать знак «Нижний Новгород», или «Нижегородские сладости» для конфет – по основанию «введение в заблуждение». Если Ваша коммерческая деятельность связана с Нижним Новгородом, шансов тоже мало – по основанию «отсутствие различительной способности». Но если производство с Новгородом связано, и Вы придумаете что-то фантазийное и оригинальное, например, «Нижегородские облака» для кондитерской продукции – шансы появится (если только никто больше ничего подобного до Вас не зарегистрировал и не подал на регистрацию).

Географическое наименование – НМПТ (наименование места происхождения товара)


Наименование места происхождения товара – совершенно особенный объект интеллектуальной собственности, и он сильно отличается от товарного знака.

Согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации, НМТП – это обозначение, представляющее собой наименование географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или же людскими факторами.

НМПТ должно быть сначала зарегистрировано (как бы «в целом»). А потом лица, которые производят продукцию с одинаковыми характеристиками товара, вызванными конкретными условиями географического региона, могут получать права пользования этим НМПТ. Примеры НМПТ: вологодские кружева, оренбургские пуховые платки, русская водка.

НМПТ, в целом, более сложный объект, нежели товарный знак. Товар должен производиться на определенной территории, обладать конкретными, специфическими и подтвержденными особыми характеристиками, и эти характеристики должны быть напрямую связаны с этой территорией. При этом право использования НМПТ доступно всем производителям в данном регионе (если они смогут соблюсти все законодательные требования). Кроме того, право на НМПТ нельзя никому передать или предоставить по договору отчуждения или лицензионному договору (это противоречит самой сущности наименования места происхождения товара).

Неудивительно, что количество заявок на НМПТ намного (в десятки раз) меньше, чем количество заявок на ТЗ, поскольку причины начинать процесс регистрации НМПТ должны быть, очевидно, очень вескими.

В любом случае, решение о том, какие объекты интеллектуальной собственности регистрировать и в каком виде, остается на усмотрение заявителя. Но нужно помнить, что географические наименования всегда обладают определенной спецификой, и риск отказа в регистрации и предоставления правовой охраны достаточно высок, если не знать всех тонкостей и не обладать необходимым опытом.

Поэтому мы всегда рекомендуем обращаться к специалистам в целях разработки стратегии защиты. Оставьте нам свои контактные данные, и мы обязательно с Вами свяжемся и ответим на все Ваши вопросы по данной теме.


Вернуться в раздел «Товарные знаки»