«Сбер» выходит на новый конкурентный рынок, несмотря на заявление Германа Грефа на недавнем Восточном экономическом форуме о том, что Сбербанку пришлось изменить концепцию развития своей экосистемы, и в том числе сократить количество направлений.
В конце прошлой недели «Сбер» объявил о запуске собственного Центра компетенций по охране интеллектуальной собственности технологических стартапов.
За 30 тысяч рублей здесь помогут зарегистрировать софт в Роспатенте, за 50 тысяч – товарный знак. Стоимость патентования технических решений начинается от 50 тысяч и может превышать 200 тысяч рублей в зависимости от объекта патентования. Попадание в реестр отечественного ПО обойдется так же – не менее чем в 200 тысяч рублей.
Новый проект «Сбера» собирается работать прежде всего со стартапами из своего же онлайн-хаба SberUnity. Сейчас там числятся 1320 молодых технологических компаний.
«После выхода весной этого года соответствующего указа Президента РФ к нам в «Сбер» стали обращаться технологические стартапы с просьбой помочь с их постановкой в единый реестр отечественного ПО. Параллельно мы выявили и другие частые запросы стартапов – например, на помощь в регистрации интеллектуальной собственности. Как правило, она составляет 75−100% стоимости таких компаний, при этом на рынке практически нет игроков, предоставляющих подобные услуги непосредственно стартапам», – отметил Александр Ведяхин, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка.
Нужно ли предложение спросу?
…Руководитель патентной практики компании Patentus Алексей Михайлов также находит решение Сбербанка выйти на новый для них рынок интеллектуальной собственности неочевидным: «Видимо, кто-то из аналитиков по какой-то непонятной причине сказал «Сберу», что патентные услуги – это золотое дно, хотя в действительности конкуренция здесь довольно высокая, а сами услуги сложно стандартизировать, свести к понятной стратегии, ложащейся на готовый бизнес-процесс. Более того, речь идет не об одной услуге, а о множестве мелких услуг, многие из которых без комплексного подхода убыточны для патентных поверенных».
При этом эксперт подчеркнул, что будет рад, если «Сбер» возьмется за автоматизацию услуг по поддержанию патента в силе и уплате пошлин. «Что касается более сложных услуг, например регистрации изобретений, я думаю, что Сбербанк будет просто отдавать их партнерам – нам или другим фирмам за комиссию. Работа Сбербанка со своими инхаусами на этом сложном направлении мне представляется абсолютно убыточной и не преследующей целью благо клиента», – убежден Михайлов.
Юрист пояснил, что в последнем случае как минимум встанет проблема ценообразования: «Специалист, сталкиваясь с необходимостью работать по фиксу, сложное упрощает, а простое усложняет, чтобы не перетрудиться, но в то же время чтобы результат работы удовлетворял критериям. Это неизбежно снижает качество охранных документов, и практика показывает, что клиенты перестают пользоваться таким сервисом».
По мнению Алексея Михайлова, отечественного клиента пока отталкивает радикальная автоматизация, а ведь именно это свойственно «Сберу»: «Российский клиент любит пообщаться с живым специалистом, заглянуть ему в глаза, поговорить по душам, а не прорываться через три кордона роботов на очередном бездушном сервисе».
Полный текст статьи читайте на сайте «Профиль».