Что такое хештег?
Хештег – это слово или фраза, следующие за символом «#», которые используются для рубрикации контента в социальных сетях. Хештеги могут быть как общими (например, #спорт), так и уникальными, созданными конкретным брендом (например, #NikeRun).
Казалось бы, перед нами потенциальный товарный знак (ст. 1477 ГК РФ):
Тем не менее, необходимо разобраться в нюансах. Об этом ниже.
Хештег как товарный знак
Обратимся к статье 1483 ГК РФ:
Важно: Указанные элементы могут содержаться в ТЗ как неохраняемые, если они не занимают в нем доминирующего положения. Таким образом, символ «#» Роспатент признает общепринятым, и он будет выведен из-под правовой охраны – будет доступен для использования другими пользователями и будущими правообладателями иных товарных знаков.
В отличие от самого символа «решетки», используемое в хештеге (после «#») слово или словосочетание при этом подлежат оценке при предоставлении исключительных прав, как любому иному товарному знаку. Подробнее о регистрации ТЗ здесь.
К ним, в частности, могут применяться следующие положения ГК РФ:
1) п.1 ст. 1483 ГК РФ:
Не получится зарегистрировать в качестве ТЗ свойства товара, которые итак ему присущи – в таком случае обозначение не будет обладать различительной способностью и не будет подлежать правовой охране. Например, хештег «#кроссовки» для спортивного инвентаря или «#шоколад» для кондитерских изделий.
2) п. 3 ст. 1483 ГК РФ:
Что касается первого подпункта, то ТЗ «#шампунь» в отношении производства и продвижения кондитерских изделий будет признан вводящим потребителей в заблуждение относительно вида товаров.
Например, хештег с использованием слов, написанных латиницей, которые по-русски читаются непристойно, также не сможет получить правовую охрану в качестве ТЗ.
3) п. 6 ст. 1483 ГК РФ
Например, зарегистрировать товарный знак «#сбер» не получится без согласия правообладателя товарных знаков «Сбер». В противном случае придется выплачивать компенсацию за нарушение исключительного права на ТЗ.
Ответственность за использование чужих товарных знаков
В том случае, если использование хештега ограничено информационными целями (статьями, постами, иными информационными форматами) и не направлено на получение прибыли – нет оснований для претензий правообладателя.
Если же хештег – это рычаг в продвижении выпускаемой вами продукции/оказываемой услуги и использование затрагивает интересы правообладателя сходного товарного знака, вы будете иметь дело со ст. 1515 ГК РФ («Ответственность за незаконное использование товарного знака») – в частности:
Например, если вы используете в целях продвижения своего товара хештег «#Сбер» без ведома и согласия правообладателя ТЗ «Сбер», он может потребовать компенсации до 5 миллионов рублей.
- Полное сопровождение
- Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Примеры зарегистрированных в качестве ТЗ хештегов
Среди зарегистрированых патентным бюро PATENTUS товарных знаков есть примеры хештегов, получивших правовую охрану в качестве товарных знаков.
1) #намнечегоскрывать (на русском языке):
2) #BRUTALBEARD
5. Выводы и рекомендации
При соблюдении необходимых условий хештег можно зарегистрировать в качестве товарного знака. При этом сам символ «#» не станет вашей интеллектуальной собственностью и не будет охраняться законом. Однако после того, как Роспатент утвердит вашу заявку на регистрацию ТЗ, вы сможете зарегистрировать исключительные права на слова после «решетки» и использовать эти слова (фактически именно в них и будет крыться секрет вашего будущего товарного знака) вместе с символом «#» как обычным, привычным всем и повсеместным символом – буквой, знаком препинания и так далее.
Свидетельство на товарный знак закрепит право на использование зарегистрированного обозначения (в первую очередь слова/словосочетания) в выбранных классах МКТУ (о том, как выбрать классы МКТУ, здесь) только за вами – как с хештегом, так и без него. После получения вами свидетельства на ТЗ зарегистрированные вами слова в соответствующих классах сможете использовать только вы (или кто-то только с вашего разрешения).