Регистрация хештега как товарного знака

Регистрация хештега как товарного знака

Товарные знаки

С развитием цифровых технологий и социальных медиа хештеги стали важным инструментом для продвижения брендов, продуктов и услуг. Они помогают пользователям находить контент, связанный с определенными темами, и активно используются в маркетинговых стратегиях. Однако, несмотря на их популярность, вопрос о возможности регистрации хештегов в качестве товарных знаков (ТЗ) остается актуальным и требует детального рассмотрения.

Регистрация товарного знака в РФ
  • Полное сопровождение
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Подробнее

Что такое хештег?

Хештег – это слово или фраза, следующие за символом «#», которые используются для рубрикации контента в социальных сетях. Хештеги могут быть как общими (например, #спорт), так и уникальными, созданными конкретным брендом (например, #NikeRun).

Казалось бы, перед нами потенциальный товарный знак (ст. 1477 ГК РФ):

 

Тем не менее, необходимо разобраться в нюансах. Об этом ниже.

 

Проверьте свой товарный знак на уникальность

Хештег как товарный знак

Обратимся к статье 1483 ГК РФ:

Важно: Указанные элементы могут содержаться в ТЗ как неохраняемые, если они не занимают в нем доминирующего положения. Таким образом, символ «#» Роспатент признает общепринятым, и он будет выведен из-под правовой охраны – будет доступен для использования другими пользователями и будущими правообладателями иных товарных знаков.

В отличие от самого символа «решетки», используемое в хештеге (после «#») слово или словосочетание при этом подлежат оценке при предоставлении исключительных прав, как любому иному товарному знаку. Подробнее о регистрации ТЗ здесь.

К ним, в частности, могут применяться следующие положения ГК РФ:

1)      п.1 ст. 1483 ГК РФ:

Не получится зарегистрировать в качестве ТЗ свойства товара, которые итак ему присущи – в таком случае обозначение не будет обладать различительной способностью и не будет подлежать правовой охране. Например, хештег «#кроссовки» для спортивного инвентаря или «#шоколад» для кондитерских изделий.

2)      п. 3 ст. 1483 ГК РФ:

Что касается первого подпункта, то ТЗ «#шампунь» в отношении производства и продвижения кондитерских изделий будет признан вводящим потребителей в заблуждение относительно вида товаров.

Например, хештег с использованием слов, написанных латиницей, которые по-русски читаются непристойно, также не сможет получить правовую охрану в качестве ТЗ.

 

3)      п. 6 ст. 1483 ГК РФ

Например, зарегистрировать товарный знак «#сбер» не получится без согласия правообладателя товарных знаков «Сбер». В противном случае придется выплачивать компенсацию за нарушение исключительного права на ТЗ.

 

Ответственность за использование чужих товарных знаков

В том случае, если использование хештега ограничено информационными целями (статьями, постами, иными информационными форматами) и не направлено на получение прибыли – нет оснований для претензий правообладателя.

Если же хештег – это рычаг в продвижении выпускаемой вами продукции/оказываемой услуги и использование затрагивает интересы правообладателя сходного товарного знака, вы будете иметь дело со ст. 1515 ГК РФ («Ответственность за незаконное использование товарного знака») – в частности:

Например, если вы используете в целях продвижения своего товара хештег «#Сбер» без ведома и согласия правообладателя ТЗ «Сбер», он может потребовать компенсации до 5 миллионов рублей.

 

Регистрация товарного знака в РФ
  • Полное сопровождение
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Подробнее

Примеры зарегистрированных в качестве ТЗ хештегов

Среди зарегистрированых патентным бюро PATENTUS товарных знаков есть примеры хештегов, получивших правовую охрану в качестве товарных знаков.

1)      #намнечегоскрывать (на русском языке):

 

2)      #BRUTALBEARD

 

5. Выводы и рекомендации

При соблюдении необходимых условий хештег можно зарегистрировать в качестве товарного знака. При этом сам символ «#» не станет вашей интеллектуальной собственностью и не будет охраняться законом. Однако после того, как Роспатент утвердит вашу заявку на регистрацию ТЗ, вы сможете зарегистрировать исключительные права на слова после «решетки» и использовать эти слова (фактически именно в них и будет крыться секрет вашего будущего товарного знака) вместе с символом «#» как обычным, привычным всем и повсеместным символом – буквой, знаком препинания и так далее.

Свидетельство на товарный знак закрепит право на использование зарегистрированного обозначения (в первую очередь слова/словосочетания) в выбранных классах МКТУ (о том, как выбрать классы МКТУ, здесь) только за вами – как с хештегом, так и без него. После получения вами свидетельства на ТЗ зарегистрированные вами слова в соответствующих классах сможете использовать только вы (или кто-то только с вашего разрешения).


Интересует защита интеллектуальной собственности?

Анна Атякшина
Регистрация товарного знака в РФ
  • Полное сопровождение
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Подробнее
Похожие статьи
Вернуться в раздел «Товарные знаки»