Вопросы регистрации наименования места происхождения товара (НМПТ)

Вопросы регистрации наименования места происхождения товара (НМПТ)

Товарные знаки

Интерес предпринимателей к такому средству индивидуализации как наименование места происхождения товара, во многом вызван тем, что подобные наименования используются для уникальных товаров, обладающих особыми, редкими качествами. Уже само наличие такого наименования говорит об исключительных свойствах изделия.

Безусловно, известные и используемые сегодня НМПТ обращают на себя дополнительное внимание потребителей, и играют положительную роль при выборе среди аналогичной продукции. Яркие примеры этого - «Ростовская финифть», «Павло-пасадские платки», «Палех».

Следует иметь в виду, что основанием для предоставления данному средству индивидуализации правовой охраны является его государственной регистрации. Лицо, на чье имя состоится регистрация, получает исключительное право, что подтверждается свидетельством Роспатента.

Вместе с тем, может возникнуть вполне закономерный вопрос – есть ли острая необходимость в регистрации, учитывая, что право на одно и тоже НМПТ может принадлежать сразу нескольким лицам?

- Владелец свидетельства сможет запретить всем другим лицам, не получившим свидетельство, использовать подобное наименование, даже, если производитель находится на этой территории.

- Кроме того, владелец НМПТ вправе потребовать от нарушителя прекратить незаконное использование наименования, удалить его с товаров, этикеток, упаковок, если такое удаление невозможно – уничтожить продукцию, этикетки, и упаковки, а также возместить убытки, которые были причинены подобным незаконным использованием НМПТ.

- В случае отсутствия необходимой охраны, НМПТ может войти во всеобщее употребление. Примеры таких названий - жигулевское пиво, полтавская колбаса. Соответственно, подобное наименование перестанет ассоциироваться у потребителя с отличительными конкурентными характеристиками товара.

Для доведения до третьих лиц информации о праве на НМПТ, его владелец вправе применять предупредительную маркировку, указав рядом с НМПТ, что это обозначение зарегистрировано.

Каким образом происходит регистрация НМПТ?

Действия лиц, заинтересованных в получении прав на НМПТ, зависят от того состоялась ли «первичная регистрация» этого объекта или нет. Если НМПТ до этого момента еще не было зарегистрировано, то перед заявителем встает задача проведения такой «первичной регистрации».

В случаях, когда НМПТ уже внесено в реестр Роспатента (т.е. регистрация имела место), заинтересованному лицу необходимо подать заявление о предоставлении исключительного права.

Процедуру регистрации можно разделить на следующие этапы:
• подача заявочных материалов,
• прохождение формальной экспертизы,
• прохождение экспертизы по существу,
• непосредственно регистрация НМПТ путем внесения в реестр,
• выдача документа, подтверждающего право использования НМПТ (свидетельства).

Что включает заявка на НМПТ?

Помимо заявления о регистрации и самого НМПТ, обязательно перечисляется товар, и его отличительные характеристики. Кроме этого указывается географический объект (его границы) и факторы, оказывающие влияние на особые свойства продукции. Важный документ для регистрации НМПТ - заключение, выдаваемое уполномоченным органом и подтверждающее производство заявителем товара с особыми характеристиками в рамках указанного региона.

Заявитель должен отвечать на запросы экспертизы в строго установленные сроки, иначе он может потерять свою заявку.

Как быть, если после регистрации изменились данные владельца НМПТ?

В подобной ситуации владелец свидетельства должен в обязательном порядке проинформировать Роспатент с целью внесения изменений в реестр наименований.

Имеет ли Ваша компания опыт регистрации НМПТ?

Да, наши специалисты имеют подобный опыт. Например, нами было зарегистрировано наименование известной минеральной воды «Джермук».


Регистрация наименования места происхождения товаров


Похожие статьи
  • Товарные знаки
    Как зарегистрировать товарный знак в 2025 году

    Регистрация товарного знака всегда представляла сложность не только для обывателей, но и для профессионалов. Мало кому удавалось с первого раза зарегистрировать знак. В этой статье мы раскроем поэтапно каждый шаг данного процесса.

  • Товарные знаки
    Интеллектуальная собственность для производителей мебели: защита дизайна, бренда и технологий

    В условиях современного рынка, где конкурентная борьба становится все более ожесточенной, защита интеллектуальной собственности (ИС) приобретает особое значение для производителей мебели и мебельных фабрик.

  • Товарные знаки
    Регистрация товарного знака в Евросоюзе

    Если Вы занимаетесь реализацией своих товаров и услуг в Европейском союзе, желательно обеспечить там правовую охрану для Вашего бренда, то есть зарегистрировать товарный знак.

  • Товарные знаки
    Регистрация товарного знака за рубежом

    Многие российские предприниматели, помимо завоевания российского рынка, планируют развитие своего бизнеса на международной арене и стремятся к популярности своих товаров и услуг у потребителей в зарубежных странах. Собственный запоминающийся бренд, марка, логотип, слоган, которые с юридической точки зрения правильно называть одним словом – «товарный знак», – одно из первых, приоритетных условий подобной популярности. Оригинальная торговая марка – это нечто, выделяющее (индивидуализирующее) в глазах потребителя продукцию одного производителя или поставщика услуг из всей остальной массы присутствующих на рынке опций.

  • Товарные знаки
    Регистрации товарного знака: преимущества, обязанности, риски

    Для любого современного обывателя стало привычным изобилие различных магазинов, начиная с продуктовых и заканчивая ювелирными. Но не все знают, что практически за каждой вывеской кроется товарный знак.

  • Товарные знаки
    Как разработчику защитить авторское право на ПО

    Юристы знают, как защитить авторские права при написании книги, картины, создании фотографий или видеоконтента. Доказать авторство можно с помощью исходника, холста, рукописи. Но как быть, если вы являетесь разработчиком ПО или базы данных? Ведь в этом случае могут возникнуть сомнения, кому принадлежат права на программу, как передать их другому лицу. И самый главный вопрос - как обеспечить защиту собственных прав, предотвратить незаконное использование и копирование объектов интеллектуальной собственности.

  • Товарные знаки
    Виды товарных знаков

    Ежегодно в России подается около пятидесяти тысяч заявок на регистрацию различных видов и типов товарных знаков. Их количество в нашей стране уже почти перешагнуло за отметку в полмиллиона. Выделить свой товар или услугу на рынке, а именно для этого и разрабатываются товарные знаки, можно по-разному. Какие же виды обозначений сегодня существуют и насколько сложно найти действительно оригинальное название для своей продукции?

Вернуться в раздел «Товарные знаки»