Фирменное наименование и товарный знак

Фирменное наименование и товарный знак

Товарные знаки

Для успешного развития бизнеса важно отличаться от конкурентов. Потребители не должны путать товары и услуги разных производителей. Для этих целей в коммерческой деятельности используются фирменные наименования и товарные знаки. В чем их отличия и почему предприниматели дополнительно регистрируют названия своих организаций в качестве товарных знаков? Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно понимать правовую природу понятий «фирменное наименование» и «товарный (фирменный) знак».

Логотип

Регистрация товарного знака в РФ
  • Полное сопровождение
  • Экономия 30% на пошлинах
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Подробнее

Что такое фирменное наименование?

Фирменное наименование представляет собой зарегистрированное в ЕГРЮЛ имя юридического лица. Оно состоит из двух частей:

  • указание на организационно-правовую форму предприятия, например, ООО или АО;
  • само наименование, выраженное в виде слова или словосочетания.

С его помощью реализуемые товары или услуги ассоциируются с конкретной организацией. Фирменное наименование является самостоятельным объектом интеллектуальных прав и закрепляется в учредительных документах компании.

Выбор названия организации ограничен требованиями закона:

  • оно должно быть написано кириллицей;
  • нельзя употреблять наименования международных организаций, иностранных государств, общественных объединений и государственных органов;
  • оно должно быть уникальным;
  • не может противоречить принципам гуманности и морали, а также общественным интересам;
  • нельзя составлять название только из слов, указывающих на вид деятельности.

В отличие от организаций индивидуальные предприниматели (ИП) в деловом обороте выступают под своим именем. У них не может быть фирменного наименования.

Бесплатная консультация эксперта

Что такое фирменный товарный знак?

Товарный знак, он же фирменный знак — это графическое, текстовое или комбинированное обозначение, которое служит для индивидуализации товаров или услуг конкретного производителя. Его размещают рядом с наименованием организации или используют отдельно на вывесках, упаковках или рекламных материалах. Товарный знак является неотъемлемой частью фирменного стиля (бренда) компании. С его помощью потребители определяют принадлежность товаров или услуг конкретному производителю.

Фирменный товарный знак

Чтобы получить правовую защиту, фирменный товарный знак необходимо зарегистрировать в Роспатенте. Для этого он должен соответствовать следующим требованиям:

  • быть уникальным, т. е. не иметь в своем составе элементов, схожих до степени смешения с уже зарегистрированными марками;
  • не содержать общеупотребительные слова и нецензурные выражения, а также указания на характеристики самого товара или услуги;
  • не иметь в своем составе официальную международную и государственную символику, объекты культурного наследия;
  • не вводить потребителя в заблуждение;
  • обладать иными свойствами, предусмотренными ст. 1483 ГК РФ.

Основы правового регулирования

Российское законодательство не содержит в себе понятий «фирменный знак», «бренд», «логотип» и «торговая марка». Все они объединяются терминами «товарный знак» — для индивидуализации товаров или «знак обслуживания» — для индивидуализации услуг. Отсутствие законодательного закрепления — не повод для беспокойства. Бренд, логотип, фирменный знак и торговая марка получают правовую охрану посредством регистрации в Роспатенте в качестве товарного или знака обслуживания. Они могут быть зарегистрированы в любой, не запрещенной законом форме: словесной, графической, объемной, звуковой, комбинированной и т. д.

Основой правового регулирования товарных знаков является часть четвертая Гражданского кодекса РФ.

Товарный знак

Какие отличия между фирменным наименованием и товарным знаком?

Глобальная разница между товарным знаком и фирменным наименованием — в том, что они обозначают. Товарный знак (знак обслуживания) индивидуализирует товары и услуги, а фирменное наименование определяет юридическое лицо. Еще одним ключевым отличием является обязательность регистрации торговой марки в Роспатенте. Получить свидетельство на товарный знак — это право его владельца, а вот фирменное наименование должно быть обязательно указано при открытии юридического лица.

Другие принципиальные отличия:

Критерий сравнения

Фирменное наименование

Товарный знак

Правообладатель

Организация

Юридическое лицо или ИП

Срок действия правовой защиты

С момента открытия фирмы в ИФНС и до ее ликвидации

10 лет с даты приоритета при условии получения свидетельства о регистрации с возможностью регулярного продления на тот же срок пока существует компания

Территориальные рамки защиты

В пределах юрисдикции государства, резидентом которого является юрлицо

Территория России. Для обеспечения международной защиты товарный знак нужно регистрировать в каждом государстве отдельно

Права

Использование в процессе деятельности предприятия. Распоряжение фирменным наименованием осуществляется высшим органом управления компании

Правообладатель имеет исключительные права на использование зарегистрированного обозначения на товарах, упаковках, в рекламе и иных местах. Распоряжение активом осуществляется без ограничений

Передача прав

Через продажу долей в уставном капитале юридического лица

По договору франчайзинга, отчуждения исключительного права на товарный знак, а также через лицензионное соглашение и куплю-продажу компании со всеми принадлежащими ей активами

Правовая охрана

ИФНС в административном порядке при государственной регистрации юридических лиц, а также через обращение в арбитражный суд, ФИПС или ФАС

Обращение с иском в суд или заявлением в ФИПС

Использование

Фирменное наименование указывается в уставе и иных учредительных документах юридического лица, используется на бланках писем и договорах с контрагентами

Фирменный товарный знак должен использоваться без перерывов во времени. Неиспользование в течение 3 лет является основанием для аннулирования его регистрации

Зачем регистрировать фирменный знак?

Использование фирменного товарного знака для маркировки товаров и услуг, а также в рекламных целях допустимо только в случае, если не нарушаются исключительные права третьих лиц. Если ваше обозначение уже зарегистрировано в пользу другого правообладателя, последний вправе обратиться в суд с требованием признать ваш товар контрафактным и взыскать денежную компенсацию до 5 000 000 рублей. По итогу иск будет удовлетворен — использование чужого товарного знака будет прекращено. Вам придется продвигать новый бренд со всеми вытекающими отсюда затратами. Какие еще существуют риски использования фирменного обозначения без государственной регистрации?

  • Недобросовестная конкуренция. Конкуренты могут наносить ваш логотип на свою продукцию, подрывая деловую репутацию и причиняя убытки. Без регистрации товарного знака сложно привлечь нарушителей к ответственности. Иск в этом случае можно подать лишь на защиту от недобросовестной конкуренции и нарушения авторского права.
  • Активность патентных троллей. Приобретающее известность обозначение может быть зарегистрировано третьими лицами на свое имя. После получения свидетельства о регистрации на ваш фирменный знак патентные тролли будут требовать денежных компенсаций через суд.
  • Использование доменных имен. Если ваш бренд не зарегистрирован, то недоброжелатели могут создать такое же доменное имя в сети Интернет и использовать его для электронной коммерции или требовать за него выкуп.
  • Слабая юридическая защита фирменного наименования. Название компании не обладает достаточным набором правовых средств для безопасной индивидуализации товаров и услуг. Без регистрации в качестве товарного знака оно может быть использовано недобросовестными конкурентами при реализации своих товаров и услуг.
  • Неумышленное использование чужого бренда. Кто-то мог зарегистрировать товарный знак раньше вас. Обнаружив его использование, правообладатель может заявить иск к вашей компании и потребовать изъять продукцию из оборота и уплатить денежную компенсацию.

Приведенный перечень рисков не является исчерпывающим. В процессе осуществления коммерческой деятельности без зарегистрированного товарного знака могут проявиться другие неприятные «сюрпризы».

Зарегистрировать фирменный товарный знак

Регистрация товарного знака в РФ
  • Полное сопровождение
  • Экономия 30% на пошлинах
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Подробнее

Как зарегистрировать фирменный товарный знак?

Процедура государственной регистрации товарного знака состоит из нескольких этапов:

  1. Проверка обозначения на предмет соответствия требованиям законодательства. Это необязательный по закону этап, но пропускать его нельзя, так как от результатов анализа зависит успешное прохождение экспертизы товарного знака в Роспатенте. При наличии каких-либо нарушений заявка будет отклонена, а вы потеряете время и деньги.
  2. Составление документов и подача заявки в Роспатент. Это обязательный и самый ответственный этап. Чтобы заявление успешно прошло проверку, необходимо грамотно заполнить форму, подробно описать товарный знак, правильно оплатить госпошлину и перечислить все нужные классы МКТУ.
  3. Формальная экспертиза. Обязательный этап, который выполняют работники Роспатента. Они проверяют заявку и прилагаемые к ней документы по формальным признакам. Если будут выявлены неточности, вас попросят дополнительно предоставить пояснения или недостающие документы. По итогу формальной проверки заявитель получает положительное или отрицательное заключение эксперта.
  4. Экспертиза заявленного обозначения по существу. На этом этапе Роспатент проводит детальную проверку заявки на соответствие товарного знака требованиям закона. По завершении процедуры заявителя уведомляют о положительном или отрицательном решении комиссии.
  5. Получение свидетельства на товарный знак. После оплаты госпошлины за регистрацию вам выдается официальный документ о праве на заявленное обозначение.

Процедура регистрации товарного знака является юридически сложной, и без квалифицированной помощи специалистов тут не обойтись. Подавая заявку самостоятельно, вы рискуете потерять время, денежные средства и вовсе не получить свидетельство. Регистрация фирменного товарного знака с патентным поверенным сводит ваше участие в процедуре к минимуму и позволяет получить положительный результат в минимальные сроки.

Интересует защита прав на товарный знак?

Наталия Наумова
Регистрация товарного знака в РФ
  • Полное сопровождение
  • Экономия 30% на пошлинах
  • Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Подробнее
Похожие статьи
  • Товарные знаки
    Регистрация товарного знака в Евросоюзе

    Если Вы занимаетесь реализацией своих товаров и услуг в Европейском союзе, желательно обеспечить там правовую охрану для Вашего бренда, то есть зарегистрировать товарный знак.

  • Товарные знаки
    Регистрация товарного знака за рубежом

    Многие российские предприниматели, помимо завоевания российского рынка, планируют развитие своего бизнеса на международной арене и стремятся к популярности своих товаров и услуг у потребителей в зарубежных странах. Собственный запоминающийся бренд, марка, логотип, слоган, которые с юридической точки зрения правильно называть одним словом – «товарный знак», – одно из первых, приоритетных условий подобной популярности. Оригинальная торговая марка – это нечто, выделяющее (индивидуализирующее) в глазах потребителя продукцию одного производителя или поставщика услуг из всей остальной массы присутствующих на рынке опций.

  • Товарные знаки
    Регистрации товарного знака: преимущества, обязанности, риски

    Для любого современного обывателя стало привычным изобилие различных магазинов, начиная с продуктовых и заканчивая ювелирными. Но не все знают, что практически за каждой вывеской кроется товарный знак.

  • Товарные знаки
    Как разработчику защитить авторское право на ПО

    Юристы знают, как защитить авторские права при написании книги, картины, создании фотографий или видеоконтента. Доказать авторство можно с помощью исходника, холста, рукописи. Но как быть, если вы являетесь разработчиком ПО или базы данных? Ведь в этом случае могут возникнуть сомнения, кому принадлежат права на программу, как передать их другому лицу. И самый главный вопрос - как обеспечить защиту собственных прав, предотвратить незаконное использование и копирование объектов интеллектуальной собственности.

  • Товарные знаки
    Виды товарных знаков

    Ежегодно в России подается около пятидесяти тысяч заявок на регистрацию различных видов и типов товарных знаков. Их количество в нашей стране уже почти перешагнуло за отметку в полмиллиона. Выделить свой товар или услугу на рынке, а именно для этого и разрабатываются товарные знаки, можно по-разному. Какие же виды обозначений сегодня существуют и насколько сложно найти действительно оригинальное название для своей продукции?

  • Товарные знаки
    Регистрация логотипа в РФ — как запатентовать логотип и название в Роспатенте и сколько стоит патентование бренда в Москве

    Одна компания из Иркутска производила и продавала безалкогольные напитки под запатентованным брендом. Через некоторое время другая фирма под Краснодаром наладила производство и продажу безалкогольных напитков с таким же названием.


  • Товарные знаки
    Что такое реестр отечественного ПО?

    Импортозамещение – ключевой термин текущей (громкое слово, зажмите уши) исторической эпохи в России. Мы заменяем иностранные лекарства, иностранное зерно и – иностранное программное обеспечение.

  • Товарные знаки
    Создание охраноспособного товарного знака

    Товарные знаки стали важным аспектом современного бизнеса, средством выделения товаров, услуг. Узнаваемое обозначение делает товар узнаваемой у потребителей, облегчает выбор.

Вернуться в раздел «Товарные знаки»