Что такое фирменное наименование?
Фирменное наименование представляет собой зарегистрированное в ЕГРЮЛ имя юридического лица. Оно состоит из двух частей:
- указание на организационно-правовую форму предприятия, например, ООО или АО;
- само наименование, выраженное в виде слова или словосочетания.
С его помощью реализуемые товары или услуги ассоциируются с конкретной организацией. Фирменное наименование является самостоятельным объектом интеллектуальных прав и закрепляется в учредительных документах компании.
Выбор названия организации ограничен требованиями закона:
- оно должно быть написано кириллицей;
- нельзя употреблять наименования международных организаций, иностранных государств, общественных объединений и государственных органов;
- оно должно быть уникальным;
- не может противоречить принципам гуманности и морали, а также общественным интересам;
- нельзя составлять название только из слов, указывающих на вид деятельности.
В отличие от организаций индивидуальные предприниматели (ИП) в деловом обороте выступают под своим именем. У них не может быть фирменного наименования.
Что такое фирменный товарный знак?
Товарный знак, он же фирменный знак — это графическое, текстовое или комбинированное обозначение, которое служит для индивидуализации товаров или услуг конкретного производителя. Его размещают рядом с наименованием организации или используют отдельно на вывесках, упаковках или рекламных материалах. Товарный знак является неотъемлемой частью фирменного стиля (бренда) компании. С его помощью потребители определяют принадлежность товаров или услуг конкретному производителю.
Чтобы получить правовую защиту, фирменный товарный знак необходимо зарегистрировать в Роспатенте. Для этого он должен соответствовать следующим требованиям:
- быть уникальным, т. е. не иметь в своем составе элементов, схожих до степени смешения с уже зарегистрированными марками;
- не содержать общеупотребительные слова и нецензурные выражения, а также указания на характеристики самого товара или услуги;
- не иметь в своем составе официальную международную и государственную символику, объекты культурного наследия;
- не вводить потребителя в заблуждение;
- обладать иными свойствами, предусмотренными ст. 1483 ГК РФ.
Основы правового регулирования
Российское законодательство не содержит в себе понятий «фирменный знак», «бренд», «логотип» и «торговая марка». Все они объединяются терминами «товарный знак» — для индивидуализации товаров или «знак обслуживания» — для индивидуализации услуг. Отсутствие законодательного закрепления — не повод для беспокойства. Бренд, логотип, фирменный знак и торговая марка получают правовую охрану посредством регистрации в Роспатенте в качестве товарного или знака обслуживания. Они могут быть зарегистрированы в любой, не запрещенной законом форме: словесной, графической, объемной, звуковой, комбинированной и т. д.
Основой правового регулирования товарных знаков является часть четвертая Гражданского кодекса РФ.
Какие отличия между фирменным наименованием и товарным знаком?
Глобальная разница между товарным знаком и фирменным наименованием — в том, что они обозначают. Товарный знак (знак обслуживания) индивидуализирует товары и услуги, а фирменное наименование определяет юридическое лицо. Еще одним ключевым отличием является обязательность регистрации торговой марки в Роспатенте. Получить свидетельство на товарный знак — это право его владельца, а вот фирменное наименование должно быть обязательно указано при открытии юридического лица.
Другие принципиальные отличия:
Критерий сравнения |
Фирменное наименование |
Товарный знак |
Правообладатель |
Организация |
Юридическое лицо или ИП |
Срок действия правовой защиты |
С момента открытия фирмы в ИФНС и до ее ликвидации |
10 лет с даты приоритета при условии получения свидетельства о регистрации с возможностью регулярного продления на тот же срок пока существует компания |
Территориальные рамки защиты |
В пределах юрисдикции государства, резидентом которого является юрлицо |
Территория России. Для обеспечения международной защиты товарный знак нужно регистрировать в каждом государстве отдельно |
Права |
Использование в процессе деятельности предприятия. Распоряжение фирменным наименованием осуществляется высшим органом управления компании |
Правообладатель имеет исключительные права на использование зарегистрированного обозначения на товарах, упаковках, в рекламе и иных местах. Распоряжение активом осуществляется без ограничений |
Передача прав |
Через продажу долей в уставном капитале юридического лица |
По договору франчайзинга, отчуждения исключительного права на товарный знак, а также через лицензионное соглашение и куплю-продажу компании со всеми принадлежащими ей активами |
Правовая охрана |
ИФНС в административном порядке при государственной регистрации юридических лиц, а также через обращение в арбитражный суд, ФИПС или ФАС |
Обращение с иском в суд или заявлением в ФИПС |
Использование |
Фирменное наименование указывается в уставе и иных учредительных документах юридического лица, используется на бланках писем и договорах с контрагентами |
Фирменный товарный знак должен использоваться без перерывов во времени. Неиспользование в течение 3 лет является основанием для аннулирования его регистрации |
Зачем регистрировать фирменный знак?
Использование фирменного товарного знака для маркировки товаров и услуг, а также в рекламных целях допустимо только в случае, если не нарушаются исключительные права третьих лиц. Если ваше обозначение уже зарегистрировано в пользу другого правообладателя, последний вправе обратиться в суд с требованием признать ваш товар контрафактным и взыскать денежную компенсацию до 5 000 000 рублей. По итогу иск будет удовлетворен — использование чужого товарного знака будет прекращено. Вам придется продвигать новый бренд со всеми вытекающими отсюда затратами. Какие еще существуют риски использования фирменного обозначения без государственной регистрации?
- Недобросовестная конкуренция. Конкуренты могут наносить ваш логотип на свою продукцию, подрывая деловую репутацию и причиняя убытки. Без регистрации товарного знака сложно привлечь нарушителей к ответственности. Иск в этом случае можно подать лишь на защиту от недобросовестной конкуренции и нарушения авторского права.
- Активность патентных троллей. Приобретающее известность обозначение может быть зарегистрировано третьими лицами на свое имя. После получения свидетельства о регистрации на ваш фирменный знак патентные тролли будут требовать денежных компенсаций через суд.
- Использование доменных имен. Если ваш бренд не зарегистрирован, то недоброжелатели могут создать такое же доменное имя в сети Интернет и использовать его для электронной коммерции или требовать за него выкуп.
- Слабая юридическая защита фирменного наименования. Название компании не обладает достаточным набором правовых средств для безопасной индивидуализации товаров и услуг. Без регистрации в качестве товарного знака оно может быть использовано недобросовестными конкурентами при реализации своих товаров и услуг.
- Неумышленное использование чужого бренда. Кто-то мог зарегистрировать товарный знак раньше вас. Обнаружив его использование, правообладатель может заявить иск к вашей компании и потребовать изъять продукцию из оборота и уплатить денежную компенсацию.
Приведенный перечень рисков не является исчерпывающим. В процессе осуществления коммерческой деятельности без зарегистрированного товарного знака могут проявиться другие неприятные «сюрпризы».
- Полное сопровождение
- Экономия 30% на пошлинах
- Эксперты с опытом работы в Роспатенте
Как зарегистрировать фирменный товарный знак?
Процедура государственной регистрации товарного знака состоит из нескольких этапов:
- Проверка обозначения на предмет соответствия требованиям законодательства. Это необязательный по закону этап, но пропускать его нельзя, так как от результатов анализа зависит успешное прохождение экспертизы товарного знака в Роспатенте. При наличии каких-либо нарушений заявка будет отклонена, а вы потеряете время и деньги.
- Составление документов и подача заявки в Роспатент. Это обязательный и самый ответственный этап. Чтобы заявление успешно прошло проверку, необходимо грамотно заполнить форму, подробно описать товарный знак, правильно оплатить госпошлину и перечислить все нужные классы МКТУ.
- Формальная экспертиза. Обязательный этап, который выполняют работники Роспатента. Они проверяют заявку и прилагаемые к ней документы по формальным признакам. Если будут выявлены неточности, вас попросят дополнительно предоставить пояснения или недостающие документы. По итогу формальной проверки заявитель получает положительное или отрицательное заключение эксперта.
- Экспертиза заявленного обозначения по существу. На этом этапе Роспатент проводит детальную проверку заявки на соответствие товарного знака требованиям закона. По завершении процедуры заявителя уведомляют о положительном или отрицательном решении комиссии.
- Получение свидетельства на товарный знак. После оплаты госпошлины за регистрацию вам выдается официальный документ о праве на заявленное обозначение.
Процедура регистрации товарного знака является юридически сложной, и без квалифицированной помощи специалистов тут не обойтись. Подавая заявку самостоятельно, вы рискуете потерять время, денежные средства и вовсе не получить свидетельство. Регистрация фирменного товарного знака с патентным поверенным сводит ваше участие в процедуре к минимуму и позволяет получить положительный результат в минимальные сроки.