Дизайнеры разработали для Ваших продуктов оригинальную упаковку и/или этикетку, которая будет выгодным образом выделять Вас среди конкурентов. Но если Вы не хотите, чтобы уникальный дизайн был кем-нибудь позаимствован, то Вам необходимо защитить свои права на него.
В данном случае можно выбрать следующий вид правовой охраны: в качестве объекта авторского права (как произведение дизайна) или в качестве объекта патентного права (как промышленный образец).
Что лучше подойдет для дизайна упаковки?
Авторское право на произведение возникает с момента его создания и не требует обязательной регистрации. По желанию авторов и/или правообладателей произведение дизайна может быть задепонировано, например, в авторском обществе. Авторское право не имеет территориального ограничения, т.е. авторские права будут иметь одинаковую силу как на территории нашей страны, так и за ее пределами.
Однако подтвердить авторство на произведение дизайна в судебном порядке представляется очень сложной и долгой процедурой.
Промышленный образец подлежит обязательной регистрации, которая, конечно, требует определенных временных и материальных вложений. Но только патент на промышленный образец удостоверяет авторство и исключительное право использования.
В процессе регистрации промышленного образца проводится государственная экспертиза дизайна упаковки на мировую новизну и оригинальность, что уменьшает риски столкновения интересов при выводе продукта на рынок. Полученный патент говорит о том, что Ваша упаковка была признана новой и оригинальной. Срок получения патента на промышленный образец составляет в среднем 1-1,5 года.
Патент можно продать, можно передать в использование (предоставить лицензию), можно передать под залог. Кроме этого, патент может учитываться в ликвидных активах предприятия, снижая его налогооблагаемую базу.
Однако стоит отметить, что патент на промышленный образец действует не более 25 лет. Патент имеет территориальное ограничение и действует только на территории той страны или сообщества, где он был выдан.
При этом доказать подделку и заимствование Вашего дизайна при наличии патента на промышленный образец значительно проще.
Итак, несмотря на существующие недостатки патентования, очевидно, что обладатели патента на промышленные образцы находятся в более выигрышной ситуации, чем правообладатели упаковки, чьи права защищены только авторским правом.