Регистрация торгового знака в Роспатенте

Регистрация торгового знака в Роспатенте

Товарные знаки

Требования к товарному знаку


Товарный знак, который подается на регистрацию, должен соответствовать определенным требованиям, предъявляемым российским законодательством. Они содержатся в статье 1483 Гражданского кодекса (которая называется «Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака»).

Так, Ваше обозначение не должно представлять собой слово, вошедшее во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида. «Вхождение во всеобщее употребление» случилось со знаками, которые изначально представляли собой оригинальные, фантазийные обозначения, но длительное время использовались различными производителями и потребителями для одного и того же товара и со временем стали восприниматься как указание на определенную товарную категорию (например, «термос», «нейлон», «целлофан» и др.)

Далее, Ваш знак не должен быть общепринятым символом или термином (как, например, «метр», «файл», «рубль» и др.) Является ли знак общепринятым термином, можно узнать из специализированных бумажных или электронных словарей и энциклопедий.

Ваше обозначение не должно характеризовать товар или услугу: указывать на вид, качество, количество, свойство, назначение, место производства или сбыта. Например, «яблоко» или «apple» зарегистрировать для фруктов (яблок) не удастся, но, как показывает мировая практика, проблем с регистрацией «apple» для цифровой техники, смартфонов и программного обеспечения - нет.

Наконец, нельзя регистрировать знаки, которые вводят потребителя в заблуждение: нельзя зарегистрировать слово «вода» для моторных масел, а слово «шелк» - для изделий из кожи.

Все перечисленное относится к так называемым «абсолютным основаниям» для отказа в регистрации, когда знак нельзя зарегистрировать из-за характеристик, свойств самого обозначения. Есть также относительные основания для отказа в регистрации.

Относительные основания для отказа в регистрации


Ваш знак не будет зарегистрирован Роспатентом, если он полностью совпадает или сходен до степени смешения (сильно похож) на знак, который кто-то до Вас уже зарегистрировал или подал на регистрацию для интересующих Вас товаров или услуг. Это основание для отказа вполне очевидно: функция товарного знака – индивидуализировать, то есть отличать товары и услуги одного производителя от товаров и услуг других производителей. Регистрация двух или нескольких обозначений, которые «смешиваются» в создании потребителя, и он не может их различить, этой цели противоречит.

Если Вы хотите зарегистрировать знак, который тождественен какому-то чужому знаку или сходен с ним, у Вас есть несколько вариантов. Например, Вы можете обратиться к правообладателю с предложением выкупить у него знак для интересующих Вас позиций перечня товаров и услуг или же с просьбой предоставить Вам письмо-согласие. Такое письмо подтвердит, что этот правообладатель не возражает против регистрации Вашего обозначения на Ваше имя, несмотря на сходство.

Как понять, можно ли зарегистрировать знак?


Перед подачей заявки на регистрацию товарного знака мы всегда рекомендуем провести предварительную проверку, чтобы оценить шансы на регистрацию. Заказать такую проверку можно у компаний, специализирующихся на регистрации и защите объектов интеллектуальной собственности.

По итогам поиска Вам должен быть предоставлен отчет с рекомендациями и комментариями по всем возможным основаниям для отказа в регистрации, с предложениями по доработке Вашего знака и минимизации рисков отказа. Цена такого поиска, как правило, зависит от вида знака (словесный, изобразительный, комбинированный), количества товаров и услуг (классов МКТУ).

Мы будем рады оказать Вам услуги по проведению предварительной проверки Вашего торгового знака и дальнейшей подаче заявки на регистрацию в Роспатент. Чтобы получить подробную консультацию по вопросам регистрации и узнать точную стоимость, свяжитесь с нами любым удобным для Вас способом.



Интересует защита прав на товарный знак?

Наталия Наумова
Похожие статьи
  • Товарные знаки
    Как зарегистрировать товарный знак в 2025 году

    Регистрация товарного знака всегда представляла сложность не только для обывателей, но и для профессионалов. Мало кому удавалось с первого раза зарегистрировать знак. В этой статье мы раскроем поэтапно каждый шаг данного процесса.

  • Товарные знаки
    Интеллектуальная собственность для производителей мебели: защита дизайна, бренда и технологий

    В условиях современного рынка, где конкурентная борьба становится все более ожесточенной, защита интеллектуальной собственности (ИС) приобретает особое значение для производителей мебели и мебельных фабрик.

  • Товарные знаки
    Регистрация товарного знака в Евросоюзе

    Если Вы занимаетесь реализацией своих товаров и услуг в Европейском союзе, желательно обеспечить там правовую охрану для Вашего бренда, то есть зарегистрировать товарный знак.

  • Товарные знаки
    Регистрация товарного знака за рубежом

    Многие российские предприниматели, помимо завоевания российского рынка, планируют развитие своего бизнеса на международной арене и стремятся к популярности своих товаров и услуг у потребителей в зарубежных странах. Собственный запоминающийся бренд, марка, логотип, слоган, которые с юридической точки зрения правильно называть одним словом – «товарный знак», – одно из первых, приоритетных условий подобной популярности. Оригинальная торговая марка – это нечто, выделяющее (индивидуализирующее) в глазах потребителя продукцию одного производителя или поставщика услуг из всей остальной массы присутствующих на рынке опций.

  • Товарные знаки
    Регистрации товарного знака: преимущества, обязанности, риски

    Для любого современного обывателя стало привычным изобилие различных магазинов, начиная с продуктовых и заканчивая ювелирными. Но не все знают, что практически за каждой вывеской кроется товарный знак.

  • Товарные знаки
    Как разработчику защитить авторское право на ПО

    Юристы знают, как защитить авторские права при написании книги, картины, создании фотографий или видеоконтента. Доказать авторство можно с помощью исходника, холста, рукописи. Но как быть, если вы являетесь разработчиком ПО или базы данных? Ведь в этом случае могут возникнуть сомнения, кому принадлежат права на программу, как передать их другому лицу. И самый главный вопрос - как обеспечить защиту собственных прав, предотвратить незаконное использование и копирование объектов интеллектуальной собственности.

  • Товарные знаки
    Виды товарных знаков

    Ежегодно в России подается около пятидесяти тысяч заявок на регистрацию различных видов и типов товарных знаков. Их количество в нашей стране уже почти перешагнуло за отметку в полмиллиона. Выделить свой товар или услугу на рынке, а именно для этого и разрабатываются товарные знаки, можно по-разному. Какие же виды обозначений сегодня существуют и насколько сложно найти действительно оригинальное название для своей продукции?

Вернуться в раздел «Товарные знаки»