До 28 июня 2023 года, согласно ст. 1478 Гражданского кодекса РФ, правообладателями исключительного права на товарный знак могли быть только юрлица или ИП. То есть физлица не могли зарегистрировать товарный знак на свое имя и использовать его, потому что такие действия расценивались законодателем как ведение незаконной предпринимательской деятельности. Принципиально изменило этот подход вступление в силу 29 июня 2023 года № 193-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую ГК РФ», разрешающего регистрацию товарных знаков физическим лицам: самозанятым и не только.
Теперь любое физическое лицо, имеющее свой оригинальный бренд, вправе получить правовую охрану на него.
Однако же ощутить преимущества владения таким важным и полезным нематериальным активом, как товарный знак, в полной мере смогут только те лица, которые законно ведут предпринимательскую деятельность – налоговое законодательство в данной области существенно не меняется.
Но несмотря на сохраняющуюся необходимость соблюдать законные требования к производству товаров и оказанию услуг под своим обозначением, эти поправки в ГК РФ существенно облегчают жизнь для тех граждан, кто пока не встал на учет в качестве индивидуального предпринимателя, однако уже имеет планы по развитию бизнеса и реализации амбициозных проектов.
Одним из плюсов новых реалий в виде возможности регистрации товарных знаков на имя физических лиц и самозанятых является сокращения времени запуска бизнеса и проектов. Ни для кого не секрет, что многие товары, производимые и реализуемые субъектами малого бизнеса, часто представлены на крупнейших маркетплейсах страны: WILDBERRIES, OZON, Яндекс Маркет. Для выхода под своим брендом на данные площадки требуется подтверждение подачи заявки на товарный знак или наличие уже зарегистрированного обозначения.
До июня 2023 года перед многими предпринимателями, только планирующими выход на маркетплейсы, стоял принципиальный вопрос: стоит ли вкладывать крайне ограниченные на первоначальном этапе финансы и драгоценное время в регистрацию себя как предпринимателя, а также в регистрацию товарного знака (которая порой дорогостоящая и длительная), если нет уверенности в том, что бренд будет принят потребителями в той степени, которая позволит окупить затраты на такой проект. Теперь же можно оперативно подать заявку на товарный знак на себя как на физическое лицо или самозанятого, запустить в работу небольшую партию товара под данным обозначением и дождаться первой реакции потребителей. А в случае, если старт будет успешным, регистрироваться в качестве предпринимателя и в обычном режиме развивать свое «предприятие».
Стоит, однако, также отметить закономерные минусы обсуждаемых поправок. Одним из самых очевидных является общая неподготовленность законодательной базы для таких существенных изменений. При этом пока нет ясности в таких насущных вопросах, как распоряжение исключительными правами на товарный знак, принадлежащий физическим лицами и самозанятым ввиду специфики их правового статуса. Остается непонятным и подход судов при рассмотрении вопросов прекращения действия исключительных прав, принадлежащих таким субъектам.
Формирование практических подходов к решению возникающих вопросов (учитывая, что новые будут появляться пропорционально увеличению количества регистраций товарных знаков на имя физ. лиц и самозанятых) займет некоторое время, что естественно при любых изменениях в законодательстве. Однако профессиональное сообщество пристально следит за актуальной практикой и помогает новоиспеченным правообладателям эффективно маневрировать в стремительно изменяющемся мире интеллектуальной собственности.