Подтверждением исключительного права на бренд или логотип является свидетельство о его регистрации в Роспатенте. Казалось бы, что может быть проще, чем придумать название или изображение, подать заявку и спустя какое-то время получить заветный документ? На самом деле пройти этот путь удается не каждому. Какие же подводные камни подстерегают желающих защитить свою интеллектуальную собственность?
Зарегистрированный товарный знак можно продать, сдать в аренду третьим лицам и даже заложить в банк.
Этапы регистрации в Роспатенте
- Формальная экспертиза. Специалисты патентного ведомства проверяют комплектность документации, корректность оформления и факт оплаты пошлин. Результатом может стать либо положительное решение о принятии заявки к рассмотрению, либо запрос об уточнении данных. Заявитель выплачивает стандартную госпошлину в размере 2700 руб., а если нужны корректировки в заявке – дополнительную.
- Экспертиза по существу. По факту проверки охраноспособности обозначения выносится положительное решение, если препятствий не обнаружено, либо направляется «предварительный отказ». В этом случае у заявителя есть полгода на предоставление аргументов в защиту выбранного наименования. Стоимость экспертизы составляет минимум 11500 руб. и рассчитывается исходя из количества заявленных классов МКТУ.
6 основных подводных камней
- Отказ из-за неуникальности обозначения. Чтобы избежать этого, необходимо обозначение, предполагаемое для регистрации в качестве товарного знака, проверить на тождество и сходство перед подачей заявки в Роспатент. В случае обнаружения препятствий его можно видоизменить. Иногда целесообразно перекупить мешающий товарный знак или попытаться его аннулировать в связи с неиспользованием – эксперты в этой отрасли подскажут лучшие пути решения проблемы.
- Описательность и ложность при выборе. Например, в наименовании, которое хотят зарегистрировать в качестве товарного знака, присутствует слово «кофе», а в перечне товаров, для которых испрашивается регистрация, заявлены другие товары – молоко, рыба, мясо.
- Ошибки при заполнении документов. Трудности подстерегают на этапе заполнения заявки на регистрацию: за исправление ошибок предполагается оплата пошлины в размере 4900 руб.
- Путаница с цветовой гаммой. Помимо предоставления качественного изображения, заявитель должен точно перечислить все оттенки, иначе при внесении корректировок последуют очередные финансовые траты.
- Неправильный выбор классов товаров или услуг. Из 45-ти классов, перечисленных в МКТУ, выбрать нужный, на первый взгляд, просто, при условии, что заявитель воспользовался правильной редакцией классификатора, действующего на дату подачи заявки. В предыдущих редакциях некоторые товары имеют другие формулировки или относятся к иным классам: внесение изменений тоже влечет за собой уплату пошлин.
- Некорректное описание заявленного обозначения. Здесь важно правильно указать шрифт, алфавит – латинский или кириллический, привести транслитерацию латинских букв, описать графические элементы.
Хитрости, которые уже не работают
Несколько лет назад предприниматели придумали хитрый ход и начали регистрировать в качестве брендов… обозначения известных компаний с минимальными неточностями в написании. Такие логотипы, вызывающие ассоциации с продукцией иностранных производителей, всегда были и по сей день остаются конкурентоспособными. Однако, по мнению экспертов Роспатента, они вводят потребителей в заблуждение.
Если какое-то время назад заявки наподобие Lario Covaldi, VISKONTI и др. проходили процедуру регистрации на имя российского заявителя успешно, то сегодня у них нет практически никаких шансов. Предприимчивым бизнесменам лучше поискать другие решения, чтобы не получить почти наверняка отрицательное решение спустя 12-14 месяцев ожидания.
Об этих и других тонкостях прохождения этапов регистрации словесных, графических и комбинированных товарных знаков хорошо осведомлены патентные поверенные: обратиться к ним за помощью никогда не помешает. Самостоятельное плавание здесь весьма опасно и определенно невыгодно с экономической точки зрения.