Регистрация товарного знака «Торгово-развлекательный центр «Гагаринский» признана недействительной. Такое решение приняла коллегия палаты по патентным спорам Роспатента по заявлению Елены Гагариной, дочери космонавта Юрия Гагарина.
Правовая охрана комбинированному обозначению «Торгово-развлекательный центр «Гагаринский» была предоставлена под № 442186 4.08.2011 г. по заявлению ООО «ТРЦ «Гагаринский» от 04.06.2010 г. Данной компании принадлежит одноимённый торговый центр в Москве рядом с площадью Гагарина. Регистрация данного бренда вызвала возражение Елены Гагариной, которая обратилась в патентное ведомство, чтобы оспорить это решение. В качестве аргумента наследница космонавта указала на то, что согласно ГК РФ правовая охрана не предоставляется товарным знакам, которые тождественны имени, псевдониму или созданному на их основе обозначению, которое принадлежит известному лицу в России, если это лицо или его наследник не давал согласие на его использование.
Патентное ведомство ранее отклоняло возражение дочери космонавта. По мнению Роспатента, бренд только указывает на место, где оказываются услуги, и не имеет элементов, которые бы как-то ассоциировались с личностью Юрия Гагарина или космической тематикой.
Елена Гагарина не согласилась с подобным вердиктом и подала иск к патентному ведомству. В октябре 2014 г. 1-ая инстанция СИП приняла решение об удовлетворении иска и обязала Роспатент пересмотреть возражение истицы на регистрацию спорного товарного знака. Патентное ведомство и ООО «ТРЦ «Гагаринский» подали кассационные жалобы на это постановление, однако Президиум Суда по интеллектуальным правам в феврале 2015 г. оставил решение в силе.
Основой для вынесения такого вердикта суд посчитал результаты экспертизы, которая была проведена с целью выяснить, какие ассоциации вызывает у потребителей обозначение «Гагаринский» в товарном знаке. Участников опроса просили ответить, с чем они связывают данный словесный элемент — с именем первого космонавта планеты Юрия Гагарина или с находящимися в Москве Гагаринским тоннелем и площадью Гагарина, рядом с которыми расположен торговый центр.
В ходе экспертизы были сделаны следующие выводы: почти каждый четвёртый опрошенный сообщил о том, что чётко ассоциирует слово «Гагаринский» с именем Юрия Алексеевича Гагарина. Суд посчитал, что такой процент является существенным и отклонил доводы патентного ведомства, указывающего на отсутствие связи между брендом и реальной исторической личностью.
В итоге дело по заявлению Елены Гагариной было заново рассмотрено в Коллегии палаты по патентным спорам, которая постановила аннулировать регистрацию спорного бренда.