Бренд – это довольно объемное маркетинговое понятие, необходимым элементом которого является зарегистрированный товарный знак, а чаще всего целая серия зарегистрированных знаков. Если Вы еще сомневаетесь регистрировать или нет свой бренд (логотип, торговую марку, слоган и т.п.) и вкладывать ли средства в его раскрутку, почитайте о том, какие бренды стоят сегодня на вершине рейтинга самых дорогих и успешных.
Так, по версии аналитической компании из Британии Millward Brown Optimor (MBO) первое место принадлежит компании «Google», впервые за три года опередившей своего соперника – компанию «Apple». Обе эти компании имеют несколько товарных знаков, зарегистрированных, в том числе, в разной цветовой гамме. По подсчетам экспертов стоимость бренда «Google» увеличилась на 40 % и составляет ни много ни мало более 159 миллиардов долларов. Во многом рывок «Google» объясняется достижениями компании в сфере искусственного интеллекта, внедрения такого проекта как «Google Glass», широкой линейкой услуг.
Почетное третье место рейтинга принадлежит компании «IBM», далее идут «Microsoft», «McDonald's», «Coca-Cola», «Visa».
Каким же образом составляется данный рейтинг? В его основе лежит опрос, включающий разноплановые исследования, например, качество продукта, его узнаваемость потребителями. При определении места бренда в рейтинге эксперты изучают финансовую устойчивость компании, которая является владельцем бренда, а также, сколько прибыли приносит сам бренд.
Вполне закономерен и следующий вопрос – есть ли в данном рейтинге российские бренды (товарные знаки)? К счастью, ответ на него положительный – в первую сотню самых дорогих брендов попали «МТС» (80-е место, 12,18 млрд. долларов) и «Сбербанк» (75-е место и 12,64 млрд. долларов). Что интересно, Сбербанк в рейтинге этого года сместился вниз сразу на пять позиций.
Надо сказать, что существует несколько вариантов рейтинга, составляемых известными экспертными компаниями, и, безусловно, в этих списках присутствуют одни и те же бренды, занимая при этом различные места.
Конечно, большинству товарных знаков, существующих на нашем рынке, далеко до гигантов, входящих в те или иные рейтинги. Однако, регистрируя свой логотип (бренд) в качестве товарного знака, Вы делаете существенный шаг на пути увеличения его капитализации. Владелец прав на такие объекты интеллектуальной собственности, как зарегистрированные товарные знаки, приобретает возможность получения прибыли от продажи знака или выдачи лицензий на его использование, а также взыскания денежных средств за его незаконное копирование. Учитывая это, регистрацией товарного знака, безусловно, лучше не пренебрегать.