Компания Compagnie Gervais Danone S.A. (Франция) обратилась в Верховный суд РФ с просьбой пересмотреть судебные решения, согласно которым был оставлено в силе постановление Роспатента об отказе в регистрации заявленного ей товарного знака. Речь идёт о комбинированном обозначении, которое состоит из изображения и слова Danone.
Роспатент отказал французской фирме в регистрации товарного знака в июне 2014 г. Данный вердикт был оспорен в Суде по интеллектуальным правам, однако инстанция дважды вынесла решение в пользу патентного ведомства.
Изобразительный элемент заявленного обозначения представляет собой объёмный блок, который сформировали 4 объединённых друг с другом ёмкости одного размера. Словесный элемент Danone выгравирован внизу каждой из этих ёмкостей. Данный товарный знак предполагалось использовать для товаров 29 класса МКТУ, куда входят различные молочные продукты.
С точки зрения Роспатента, заявленная упаковка является ничем иным, как функциональным приспособлением для порционного изготовления, хранения и транспортировки молочной продукции, в том числе творога, йогуртов и др. Данная форма известна как «стаканчик» и имеет чисто функциональное назначение, в частности, предназначена для удобного открывания ёмкости потребителем. Кроме того, заявленная упаковочная форма не может считаться уникальной, так как часто используется для расфасовки различных молочных продуктов многими другими производителями.
Патентное ведомство посчитало, что указанное обозначение представляет собой 3-х мерное изображение, при этом форма обуславливается только функциональными свойствами данного объекта. Более того, зарегистрированное на заявителя слово Danone, которое можно увидеть внизу каждого из «стаканчиков», исполнено маленькими белыми буквами на светлом фоне, а также оно размещено в нижней части графического объекта и не привлекает к себе внимание. С другой стороны трёхмерное изображение, которое не является охраноспособным, зрительно доминирует в обозначении, указано в решении Роспатента.
Французская фирма не согласилась с мнением патентного ведомства, отметив, что слово Danone выгравировано на каждой из ёмкостей таким образом, что легко может быть распознано даже человек с плохим зрением. Также компания отметила, что форма упаковки не является стандартной для данного вида продукции, поскольку она была создана Винсеном Ферри, сотрудником фирмы, в рамках его служебных обязанностей.
Более того, Compagnie Gervais Danone S.A. отметила, что большое количество её брендов, которые охраняются в России, представляют собой форму упаковки для молочных продуктов. Также заявитель сообщил, что его продукция широко известна на территории РФ, поэтому одна только надпись Danone позволит любому человеку безошибочно определить производителя.