Недавно в Конституционный суд обратился кинорежиссер Павел Любимов с просьбой пересмотреть законодательство об охране авторских прав. Он был возмущен тем, что гонорар за показ фильмов в кинотеатрах и по телевидению платят только композиторам, а авторы сценария и режиссеры не получают ничего.
Павел Любимов требует проверить законность п. 3 ст. 1263 ч. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором сказано, что вознаграждение за воспроизведение киноленты получает только композитор. Но в ней же сказано и то, что создателями фильма считаются режиссер, автор сценария и музыки.
Представитель П. Любимова Игорь Лабутичев заявил, что причина такого конфликта с режиссерами и сценаристами в том, что такая ситуация сложилось исторически. А Вадим Усков, который является главой адвокатского бюро «Усков и партнеры», по этому поводу сказал, что такая схема появилась еще во времена Всесоюзного агентства по авторским права (ВААП). Тогда композиторы, выполнив заказ на музыку к фильму, никакого вознаграждения за нее не получали, им полагались отчисления через ВААП. Привилегию композиторов можно также объяснить и тем, что саундтреки используются не только в кинотеатрах, но звучат и по радио, и в ресторанах, и т.д.
Ранее Павел Любимов, да и не только он, уже обращался в суды с подобным иском, но это не дало никаких результатов. Кроме него, Александр Лавров, автор сценария к сериалу «Следствие ведут знатоки», в 2007 подал такой же иск в Европейский суд, перед тем безуспешно попытавшись отстоять свои авторские права в Верховном суде России. О том, как закончилось дело в Евросуде, СМИ не сообщали.
Предсказать результат разбирательства Павла Любимова в Конституционном суде эксперты не берутся.