Крупнейшая фармкомпания мира Pfizer приобретет за 68 млрд долл. своего американского конкурента Wyeth, чтобы предотвратить обвал продаж из-за потери патентов на ее ключевые препараты. Аналитики отмечают, что хотя сделка и поможет избежать обвала выручки, она мало повлияет на ее рост в долгосрочной перспективе.
Производитель Viagra намерен заплатить 50,19 долл. за акцию Wyeth наличными и собственными акциями — это на 29% выше рыночной стоимости бумаг Wyeth 22 января (38,8 долл. за штуку), накануне появления первых сообщений о возможной сделке. Завершение транзакции намечено на третий-четвертый кварталы 2009 года и будет зависеть от ее одобрения акционерами Wyeth и регулирующими органами. Ожидается, что сделка увеличит продажи Pfizer (около 45 млрд долл.) на 50%, а также сократит издержки на 4 млрд долл. ежегодно спустя три года после ее завершения, в том числе за счет сокращений 19 тыс. из 130 тыс. сотрудников объединенной компании. В случае успеха поглощение Wyeth станет крупнейшим в фармсекторе с 2000 года, когда Glaxo Wellcome приобрела за 76 млрд долл. SmithKline Beechman.
Продажа Wyeth также станет тестом для банков и финансовых рынков в условиях кризиса — кредит в 22,5 млрд долл. для ее финансирования обязался предоставить консорциум банков, среди которых Bank of America, Citigroup, Barclays и Goldman Sachs. В случае если Pfizer откажется от завершения сделки, Wyeth может получить отступные 4,5 млрд долл. Щедрость Pfizer вызвана необходимостью предотвратить резкий обвал выручки, после того как в 2011 году она лишится патента на антихолестериновый препарат Lipitor, на который приходится свыше четверти всех продаж фармкомпании.
По мнению аналитика Economist Intelligence Unit Генри Даммита, сделка спасет Pfizer от резкого снижения продаж, однако в долгосрочной перспективе Pfizer просто отсрочил необходимость разрешения фундаментальных проблем своего бизнеса: «Приобретение Wyeth сделает Pfizer более диверсифицированной фармкомпанией с бизнесом в области вакцин, потребтоваров и биотехнологий. Однако сделка не разрешает основную проблему компании — не обогащает линейку ее новых перспективных препаратов на стадии разработки».
АНДРЕЙ КОТОВ
http://www.rbcdaily.ru/2009/01/27/focus/399144