Дизайн: как бороться с плагиатом?

Что может быть общего у небольшого ателье по пошиву штор, кондитерской фабрики и многомиллиардной IT-корпорации? Проблемы с конкурентами, которые, не гнушаясь славой подражателей, копируют их удачные дизайн-разработки. В качестве защиты от интеллектуального воровства закон предлагает три инструмента: охрану произведения в режиме объекта авторских прав, регистрацию товарного знака и/или промышленного образца. Вот только что из этого выбрать, чтобы наверняка?

Самый простой способ защитить дизайн – не делать ничего. В режиме авторских прав охрана возникает уже в силу фиксации произведения в объективной форме, будь то фигурка на торте, глыба льда или салфетка из ресторана. Конечно, чтобы упростить возможные судебные процедуры, лучше заранее позаботиться о доказательствах, заверив у нотариуса подпись и дату ее предъявления непосредственно на вашей салфетке или, как в случае с глыбой, на фотографии. Но этим список дел точно ограничится.

Регистрация патента на промышленный образец (ПО) потребует значительно больших усилий. Зато во время слушаний вам не придется доказывать творческий характер произведения и существование его объективной формы на определенную дату. Факт нарушения здесь определяется предельно просто: если нарушающее изделие повторяет все признаки, обозначенные в вашем патенте, — оно есть. Именно так компания Apple в 2012 году отсудила у Samsung $1,049 млрд за копирование фирменного стиля iPhone. В общей сложности суд тогда рассмотрел свыше 30 претензий, в которых было упомянуто еще большее число патентов, описывающих самые разные аспекты функционирования устройства и даже такие, казалось бы, пустяковые, как расположение значков на главном экране и зум с двойным касанием.

В России запатентовать можно любое изделие устойчивой формы: шоколадную плитку, обувную подошву, журнальный столик, упаковку или те же компьютерные иконки. При этом регистрация дизайна в качестве промышленного образца не отменит его охрану как произведения искусства.

Дизайн: как бороться с плагиатом?

Даже там, где речь идет об этикетке или логотипе, патент на промышленный образец по целому ряду критериев оказывается решением более выгодным, нежели регистрация товарного знака: он дешевле, позволяет включить в одну заявку схожие объекты одного назначения, не облагается НДС и не ограничивает объем правовой охраны набором определенных товаров или услуг. Охрана ПО не прекращается по причине его неиспользования или при введении товара в оборот на территории стран Таможенного союза. Кроме того, судебная практика в отношении данного инструмента менее обширна, а значит, участие судебного эксперта в процессе, вероятнее всего, не потребуется.

Остается единственное «но»: объем охраны ПО, согласно российскому законодательству, определяется не только изображениями (фотографиями) изделия, но и словесным перечнем его существенных признаков. А нарушением суд признает только ту копию, которая будет содержать все без исключения признаки из этого перечня. В остальных случаях наказания не последует.

И все же на всякого мудреца довольно простоты. Что делать? Подаем заявку на патент, получаем решение о его выдаче и, не откладывая, приносим в Роспатент выделенную заявку. Тем временем патент по первоначальной вступает в силу. Конкурент, как это заведено, выкидывает из патентного перечня один из признаков и триумфально выходит на рынок с «новинкой». Вы же в ответ выбрасываете аналогичный признак из выделенной заявки (на данном этапе можно подать дополнительные выделенные заявки, чтобы повторять этот трюк по мере необходимости) и получаете еще один патент, который, как ни странно, начинает действовать с момента подачи первоначальной заявки. Для конкурента это означает одно: все, что нажито было посильным копированием, придется уничтожить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*