Дизайн: как бороться с плагиатом?

Что может быть общего у небольшого ателье по пошиву штор, кондитерской фабрики и многомиллиардной IT-корпорации? Проблемы с конкурентами, которые, не гнушаясь славой подражателей, копируют их удачные дизайн-разработки. В качестве защиты от интеллектуального воровства закон предлагает три инструмента: охрану произведения в режиме объекта авторских прав, регистрацию товарного знака и/или промышленного образца. Вот только что из этого выбрать, чтобы наверняка?

Самый простой способ защитить дизайн – не делать ничего. В режиме авторских прав охрана возникает уже в силу фиксации произведения в объективной форме, будь то фигурка на торте, глыба льда или салфетка из ресторана. Конечно, чтобы упростить возможные судебные процедуры, лучше заранее позаботиться о доказательствах, заверив у нотариуса подпись и дату ее предъявления непосредственно на вашей салфетке или, как в случае с глыбой, на фотографии. Но этим список дел точно ограничится.

Регистрация патента на промышленный образец (ПО) потребует значительно больших усилий. Зато во время слушаний вам не придется доказывать творческий характер произведения и существование его объективной формы на определенную дату. Факт нарушения здесь определяется предельно просто: если нарушающее изделие повторяет все признаки, обозначенные в вашем патенте, — оно есть. Именно так компания Apple в 2012 году отсудила у Samsung $1,049 млрд за копирование фирменного стиля iPhone. В общей сложности суд тогда рассмотрел свыше 30 претензий, в которых было упомянуто еще большее число патентов, описывающих самые разные аспекты функционирования устройства и даже такие, казалось бы, пустяковые, как расположение значков на главном экране и зум с двойным касанием.

В России запатентовать можно любое изделие устойчивой формы: шоколадную плитку, обувную подошву, журнальный столик, упаковку или те же компьютерные иконки. При этом регистрация дизайна в качестве промышленного образца не отменит его охрану как произведения искусства.

Даже там, где речь идет об этикетке или логотипе, патент на промышленный образец по целому ряду критериев оказывается решением более выгодным, нежели регистрация товарного знака: он дешевле, позволяет включить в одну заявку схожие объекты одного назначения, не облагается НДС и не ограничивает объем правовой охраны набором определенных товаров или услуг. Охрана ПО не прекращается по причине его неиспользования или при введении товара в оборот на территории стран Таможенного союза. Кроме того, судебная практика в отношении данного инструмента менее обширна, а значит, участие судебного эксперта в процессе, вероятнее всего, не потребуется.

Остается единственное «но»: объем охраны ПО, согласно российскому законодательству, определяется не только изображениями (фотографиями) изделия, но и словесным перечнем его существенных признаков. А нарушением суд признает только ту копию, которая будет содержать все без исключения признаки из этого перечня. В остальных случаях наказания не последует.

И все же на всякого мудреца довольно простоты. Что делать? Подаем заявку на патент, получаем решение о его выдаче и, не откладывая, приносим в Роспатент выделенную заявку. Тем временем патент по первоначальной вступает в силу. Конкурент, как это заведено, выкидывает из патентного перечня один из признаков и триумфально выходит на рынок с «новинкой». Вы же в ответ выбрасываете аналогичный признак из выделенной заявки (на данном этапе можно подать дополнительные выделенные заявки, чтобы повторять этот трюк по мере необходимости) и получаете еще один патент, который, как ни странно, начинает действовать с момента подачи первоначальной заявки. Для конкурента это означает одно: все, что нажито было посильным копированием, придется уничтожить.


Загляните в офис фирмы PATENTUS: см. на youtube.com




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*