Патентное ведомство отказало владельцу товарного знака «Циан» в признании его общеизвестным на территории РФ.
О достоверной причине отказа со стороны Роспатента не сообщается, однако, по мнению некоторых экспертов, суть заключается в том, что заявителем по данному делу выступала иностранная компания, а все доказательства, подтверждающие широкую известность указанного знака среди российского населения, были связаны с юридическим лицом, зарегистрированным и действующим в России. Патентное ведомство не нашло очевидной взаимосвязи между двумя компаниями, вероятно, заявитель не предоставил документы, подтверждающие его связь с юридическим лицом, работающим в РФ.
Поводом для такого мнения относительно причины отказа послужило сравнение данного дела с отказом в признании товарного знака Avito общеизвестным. Эта история стала нашумевшей в 2018 году, когда Роспатент принял решение не признавать товарный знак торговой интернет-площадки общеизвестным по причине того, что заявителем по делу выступила шведская компания «Авито Холдинг АБ», в то время как в РФ деятельность осуществляла другая компания – ООО «КЕХ еКоммерц». Позже организация обратилась в суды и сумела оспорить отказ Патентного ведомства.
Владелец товарного знака «Циан» в своем заявлении выразил желание признать общеизвестными оба написания знака: на кириллице и на латинице. По мнению обладателя бренда, русскоязычной аудиторией оба написания являются одинаково узнаваемыми.
Правообладатель имеет право в течение трех месяцев обжаловать решение Роспатента в Суде по интеллектуальным правам. Владельцы знака уже заявили о намерении добиться признания своего знака общеизвестным, что, по их мнению, является вполне заслуженным и справедливым.
Многие владельцы российских брендов в последнее время стремятся получить для своих товарных знаков статус общеизвестного. С юридической точки зрения это дает определенное преимущество: такой знак действует бессрочно, то есть нет необходимости продлевать его регистрацию каждые 10 лет. Также есть еще одна очевидная выгода: в случае возникновения недобросовестной конкуренции со стороны других компаний есть возможность защиты общеизвестного знака в отношении даже неоднородных товаров. В ситуации, когда товарный знак не обладает таким статусом, вероятность защиты неоднородной продукции несколько ниже.