Цель Сингапурского договора — создание современной и динамичной международной нормативно-правовой базы, позволяющей гармонизировать административные процедуры регистрации товарных знаков. В основу Сингапурского договора положен Договор о законах по товарным знакам 1994 г. (TLT), однако Сингапурский договор имеет более широкую сферу применения и позволяет учитывать более недавние изменения в сфере коммуникационных технологий. Сингапурский договор применяется в отношении знаков всех видов, подлежащих регистрации в соответствии с законодательством соответствующей Договаривающейся стороны. Договаривающиеся стороны вправе выбирать форму переписки заявителей с их ведомствами (включая электронную переписку или переписку с использованием электронных средств передачи). Договором были введены меры послабления на случай несоблюдения установленных сроков, а также нормы, касающиеся регистрации лицензий на использование товарных знаков, и была учреждена Ассамблея Договаривающихся сторон. Вместе с тем другие положения Сингапурского договора (например, требование о создании возможностей для подачи заявок и регистрации знаков, относящихся сразу к нескольким классам, и об использовании Международной («Ниццкой») классификации) близки к положениям TLT. Эти два договора независимы друг от друга, и государство может ратифицировать их или присоединиться к ним по отдельности.
В отличие от TLT Сингапурский договор применяется в отношении всех знаков, которые могут быть зарегистрированы по законодательству Договаривающейся стороны. Его наиболее важная особенность состоит в том, что это первый международный документ, посвященный законодательству о товарных знаках, который четко признает нетрадиционные знаки. Договор применяется в отношении знаков любых видов, включая нетрадиционные визуальные знаки, такие, как голограммы, трехмерные знаки, цветовые знаки, позиционные знаки и знаки местоположения, знаки движения, а также невизуальные знаки, такие, как звуковые, обонятельные или осязательные знаки. В Инструкции к Сингапурскому договору о законах по товарным знакам рассматриваются формы представления знаков в приложениях, которые могут включать неграфические и фотографические формы их воспроизведения.
Сингапурский договор позволяет Договаривающимся сторонам выбирать форму и средства передачи сообщений и решать, принимать ли сообщения в бумажной, электронной или иной форме. Это имеет последствия с точки зрения формальных требований к заявкам и запросам, например в отношении подписей на сообщениях, направляемых в национальное ведомство. В Договоре сохранена очень важная норма TLT — а именно, положение о недопустимости требования проверки подлинности или подтверждения любой подписи, имеющейся в бумажном сообщении. Вместе с тем Договаривающиеся стороны вправе самостоятельно решать вопрос о необходимости применения системы проверки подлинности электронных сообщений и методах такой проверки.
Договор предусматривает льготные меры на случай, когда заявитель или правообладатель пропускает сроки, установленные для какого-то действия в отношениях с ведомством. Договаривающиеся стороны обязаны предоставлять, по своему выбору, по крайней мере одну из следующих льгот: продление срока; сохранение действия процедур оформления; и восстановление прав, в той мере, в какой нарушение срока было непреднамеренным или произошло несмотря на принятие надлежащих мер, соответствующих обстоятельствам.
Сингапурский договор включает положения о регистрации лицензий на товарные знаки и устанавливает максимальные требования в отношении запросов о регистрации, исправлении или аннулировании регистрации лицензии.
Создание Ассамблеи Договаривающихся сторон позволило обеспечить определенную гибкость в регламентации деталей административных процедур, подлежащих введению национальными ведомствами регистрации товарных знаков в тех случаях, когда предполагается, что будущие изменения процедур и порядка регистрации товарных знаков потребуют внесения изменений в такие детали. Ассамблея вправе, при необходимости, вносить поправки в Инструкцию и типовые международные бланки, а также обсуждать в предварительном порядке вопросы будущего развития Договора.
Кроме того, Дипломатическая конференция приняла резолюцию, дополняющую Сингапурский договор о законах по товарным знакам и Инструкцию к нему, в которой содержится заявление о достижении Договаривающимися сторонами взаимопонимания по ряду областей, регулируемых Договором, а именно: что Договор не налагает на Договаривающиеся стороны никакие обязательства в отношении (i) регистрации новых типов знаков или (ii) внедрения электронных систем подачи заявок или иных систем автоматизации операций. В резолюции также содержатся специальные положения об оказании дополнительной технической помощи и технологической поддержки развивающимся и наименее развитым странам, позволяющей им использовать все преимущества, создаваемые положениями Договора. Было признано, что техническая помощь Договаривающихся сторон должна направляться прежде всего в адрес НРС. Ассамблея призвана контролировать и оценивать ход оказания технической помощи на каждой своей очередной сессии. Любые споры, возникающие в связи с толкованием или применением Договора, должны урегулироваться дружественным образом путем проведения консультаций и посреднических мероприятий под эгидой Генерального директора ВОИС.
Сингапурский договор был заключен в 2006 г. и вступил в силу в 2009 г.
Право свободного присоединения к Договору предоставлено государствам-членам ВОИС и некоторым межправительственным организациям. Ратификационные грамоты или акты о присоединении должны сдаваться на хранение Генеральному директору ВОИС.
Источник: ВОИС