Воронежская компания «Тортьяна», специализирующаяся на выпечке, обратилась в Роспатент с целью зарегистрировать товарный знак «Халява». Однако ведомство ответило на заявление пекарни отказом, обосновав такое решение тем, что выбранное заявителем словесное обозначение принадлежит к жаргонизмам, а его значение – «получить что-либо безвозмездно, за счёт другого». Из этого, как заключил Роспатент, вытекает, что принятые в современном обществе моральные установки не позволяют регистрировать товарный знак, содержащий подобное слово.
Компания-заявитель выразила несогласие с мнением патентного ведомства и обратилась в Палату по патентным спорам. Чтобы обосновать свою позицию, представители «Тортьяны» предъявили историческую справку, согласно которой слово «халява» вошло в словарный состав русского языка ещё во времена Российской Империи. Кроме того, в словаре Даля указано, что словом «халява» в южных и западных областях называли голенище сапога.
Сославшись на пирамиду Маслоу, представители воронежской пекарни утверждали, что стремление получить больше благ за меньшие траты свойственно всем людям и само по себе не является преступлением и нарушением норм морали.
В заключение заявитель отметил, что другой компании (ООО «Евросеть Ритейл») удалось зарегистрировать товарный знак с этим словом. ООО «Тортьяна» особенно указывали на этот факт, отмечая, что причины одобрения или отказа в регистрации товарного знака должны одинаково работать для всех компаний.
Однако Палата по патентным спорам оставила в силе первоначальное решение Роспатента.