К 2018 году в странах — членах Евразийского экономического союза должен появиться единый реестр интеллектуальной собственности: товарных знаков, знаков обслуживания и мест происхождения товаров. Соответствующий договор, проект которого был одобрен в мае 2016 года, рассчитывают подписать до окончания года. Такое поручение дал Дмитрий Медведев первому вице-премьеру Игорю Шувалову.
По словам экспертов, документ призван урегулировать и дополнить принципы охраны интеллектуальных прав, действующие в пяти странах. Кроме того, положения договора смогут существенно помочь международным компаниям в борьбе с засильем контрафактной продукции.
В настоящий момент в каждой из стран существуют свои товарные знаки. Новые обозначения, зарегистрированные по ЕАЭС, будут действовать на территории всех государств на правах местной регистрации. Подать заявку можно в специальное «ведомство подачи» в любой из стран-членов ЕАЭС, которое будет взаимодействовать с аналогичными учреждениями в других государствах. Так, все заявленные обозначения будут проходить проверку на наличие сходных до степени смешения брендов, зарегистрированных на территории всех стран ЕАЭС. И если в одном из государств отклонят регистрацию обозначения, товарный знак Евразийского экономического союза не сможет получить правовую охрану. При этом договор допускает возможность регистрации подобного обозначения по соглашению с владельцами сходного бренда, однако, по мнению экспертов, получить такое разрешение будет непросто.
Также документ налагает определённые ограничения на регистрацию товарных знаков: так, согласно его положениям, известные советские обозначения не могут получить правовую охрану на уровне брендов ЕАЭС.
Решением споров будут заниматься национальные судебные инстанции, так как суд ЕАЭС подобными полномочиями наделён не будет.
Первоначально в рамках разработки договора предполагалось создать межгосударственный орган по регистрации интеллектуальной собственности наподобие Ведомства по интеллектуальной собственности Евросоюза (EUIPO, ранее носивший название OHIM). Однако впоследствии такое предложение отклонили, в частности из-за несогласованности по вопросам о размере пошлины. В результате сбор за регистрацию каждая страна будет устанавливать самостоятельно.
Согласно положениям договора, подать заявку на регистрацию сможет любое физическое или юридическое лицо. Этот пункт отличается от действующего в России порядка, при котором, согласно положениям ГК РФ, приобрести права на бренд может только организация или физлицо, зарегистрированное в качестве ИП. По мнению экспертов, это может привести к росту судебных разбирательств, но, с другой стороны, документ установит публичную ответственность национальных патентных органов и будет полезен для крупных транснациональных компаний в рамках борьбы с контрафактом.