Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти рассмотрит иск владельца сайта BlackFridaySALE.ru, о неправомерном использовании бренда «Black Friday». Истец, ООО «Блэк Фрайдэй», требует с ответчика ООО «Эксперт Таун» 1,5 млн. руб. за использование зарегистрированного обозначения на площадке-агрегаторе скидок «Настоящая чёрная пятница». Заседание назначено на 21 декабря.
Обозначение «Black Friday» получило статус зарегистрированного товарного знака 25.12.2015 г. для услуг 35 класса МКТУ, к которым относится менеджмент в области бизнеса и реклама.
После оформления регистрации в январе этого года, компания «Блэк Фрайдэй» заявила, что в 2016 г. распродажа через сайт BlackFridaySale.ru будет проводится под официальным брендом. Что касается других площадок-агрегаторов, то для использования наименования «Black Friday» им необходимо получить соответствующее разрешение у владельца товарного знака. В ином случае их действия являются незаконными, отметила компания в исковом заявлении.
Ранее регистрация товарного знака «Black Friday» вызвала возражение компании «М.Видео Менеджмент», которая пыталась оспорить решение Роспатента о предоставлении обозначению правовой охраны. Крупный продавец электроники обратился в Суд по интеллектуальным правам, однако в мае инстанция прекратила производство по делу.
Впрочем, заявка не регистрацию «Чёрной пятницы» поначалу была отклонена патентным ведомством. В мае 2015 г. Роспатент посчитал, что заявленное обозначение является общепринятым термином, используемым для наименования традиционной распродажи, проводимой во многих странах мира. Это всемирно известное и широко используемое разными производителями понятие, указало в своём решении ведомство.
Сама традиция проведения предновогодних распродаж возникла ещё в позапрошлом веке. Понятие «Черная пятница» появилось значительно позже — в 1996 г. в США на Восточном побережье. В 2013 г. первая подобная акция была проведена в России. Роспатент отметил, что в мероприятии принимает участие множество производителей и продавцов, каждый из которых обладает правом на использование данного обозначения для реализации своих товаров.
Не согласившись с отказом Патентного ведомства, «Блэк Фрайдэй» обратилась в Палату по патентным спорам с жалобой на решение.
По её мнению, в России отсутствует традиция предновогодней распродажи в «чёрную пятницу», а само понятие «Black Friday» известно достаточно узкому кругу лиц. Это жители мегаполисов, посещающие Соединённые Штаты и страны Западной Европы и совершающие там покупки. По мнению компании, большинство потребителей в России воспринимают заявленное обозначение как фантазийное и не ассоциируют его с началом акции.
По словам «Блэк Фрайдэй», она была первой в России, кто организовал проведение предновогодней распродажи в 2013 г. Для этой цели компания организовала базу данных, в которую были внесены товары с наибольшими скидками и магазины, реализующие эту продукцию. До момента подачи заявки на регистрацию бренда компания создала сайты, где пользователь мог посещать интересующие разделы, выбирать товары со скидками, после чего переходить на страницу магазина и совершать покупку. «Блэк Фрайдэй» отметила, что её интернет-ресурсы служат только для агрегирования предложений и не осуществляют реализацию товаров.
25 декабря прошлого года Коллегия Палаты пересмотрела ранее принятое постановление и зарегистрировала товарный знак.